Слово «йога» образовано от корня «юдж» – «соединять».

В грамматике оно означает сандхи, в логике – авъявашакти, или силу, связывающую части в одно целое, а в наиболее распространенном значении йога – это соединение дживы, или воплощенного духа, с Параматмой, или Высшим Духом [Согласно «Шарадатилаке» (гл. 25): Аткъям дживатма норахурйогам йогавишарадах], а также практика, позволяющая достичь этого соединения.

В широком смысле йога – это естественное состояние всех живых существ, ибо самим своим существованием они обязаны связи с высшим началом. Это общепринятое положение, хотя на практике о нем слишком часто забывают. Обычный человек не осознает своего единства с Параматмой.

В узком смысле йога – это осознание такого единства путем разрушения ложного представления о разделении. «Нет уз более прочных, чем узы майи, и нет силы более могущественной, чем йога. Только она может разорвать эти узы. Нет лучшего друга, чем знание (джняна), и нет худшего врага, чем эгоизм (ахамкара).

Как знание алфавита необходимо для чтения шастр, так йога необходима для обретения таттваджняны (истины)» [Гхерамда самхита, гл. 5 и далее]. Физическое тело возникает в результате действий, и оно же совершает новые действия.

Это можно сравнить с работой механизма по подъему воды [Этот механизм работает за счет движения волов, заставляющего сосуд опускаться и подниматься. Человеческие действия сравниваются с такими волами]. Поступки живых существ заставляют их постоянно вращаться в круге рождений и смертей. Конечный результат занятий ногой – вечная и неизменная жизнь в ноуменальном мире Абсолюта.

В йоге используется большое количество методов, поэтому у нее много разных названий. Основные направления – это хатха йога (гхатастхайога) и самадхи йога, одной из разновидностей которой является раджа йога.

Суть и цель хатха йоги часто понимаются как умерщвление плоти. Но такое понимание неверно. Хорошее определение хатха йоги дает «Гхерамда самхита»: «Средства достижения непревзойденной раджа йоги». Для настоящего единения с высшим началом одной хатха йоги недостаточно. Но ее физические упражнения помогают овладеть умом, а овладение умом – единственный способ напрямую достичь такого единения.

Из этого не следует, что для освоения раджа йоги необходимы все упражнения хатха йоги, описанные здесь или в других книгах. В каждом конкретном случае требуются свои методы. То, что подходит в одних условиях, не обязательно подходит в других.

Особенностью тантрической вирачары является лата садхана – ритуальное соединение садхаки и его шакти. Эта практика предписана людям типа вира, но категорически запрещена пашу. В высшей садхане слияние Шивы и Шакти выражается в другой форме: как соединение кундалини шакти, находящейся в муладхара чакре, и бинду, расположенного над сахасрарой.

Этот процесс, который называют прохождением через шесть чакр, будет описан в отдельном параграфе. Хотя садхака не обязан выполнять все упражнения хатха йоги, какая то их часть все же необходима. Так, асана и пранаяма – практики для тела являются неотъемлемой частью всем известной аштанга йоги (йоги из восьми частей), ведущей к самадхи.

Этот вид йоги включает пять внешних (вахиранга) методов для подчинения тела и три внутренних метода для подчинения ума:

1) Яма – терпение и самообладание, подразумевающие половое воздержание, ненасилие, доброту, прощение, бескорыстие, нестяжательство, умеренность, чистоту тела и ума и т.д. [Йог Яджнавалкья в отношении пищи предписывает следующее: «Домохозяин может наполнить рог 32 раза, отшельник – 16 раз, муни (святой, мудрец) – 8 раз»]
2) Нияма – исполнение обрядов, милосердие, простота, чтение шастр и ишварапранидхана – безграничная преданность высшей силе.
3) Асана – позы тела.
4) Пранаяма – управление дыханием. Йог успокаивает жизненные энергии и сознательно устанавливает дыхательный ритм, способствующий концентрации ума. Обычные люди делают это лишь эпизодически и неосознанно.
5) Пратьяхара – подчинение органов чувств. Это продолжение первых четырех практик, направленных на подчинение тела.
6) Дхарана – внимательность, успокоение ума, концентрация читты определенным способом, описание которого можно найти в литературе по йоге.
7) Дхьяна – продолжительное непрерывное созерцание воображаемого объекта.
8) Самадхи, которое называют савикальпасамадхи. Это еще более глубокое и интенсивное созерцание своего «Я», при котором все остальное перестает существовать. Это состояние сопровождается трансом, или экстазом, который постепенно углубляется до состояния нирвикальпасамадхи, когда не остается ни малейшей разницы между субъектом и объектом, то есть наступает полное единство с Параматмой, или Высшим Духом.

Для овладения йогой необходимы отрешенность (вайрагья) и поддержание неизменного состояния ума.

Знание «Я есть Брахман» («Ахам Брахмасми») считается не источником освобождения, а самим освобождением. Йога описывается по разному: как соединение кулакундалини с Парамашивой, как соединение дживатмы с Параматмой, как состояние ума, в котором исчезают все мысли о внешнем мире, как подчинение и подавление мыслительного процесса (читтавритти), как соединение луны и солнца (иды и пингалы), праны и апаны или нады и бинду. Смысл всех этих понятий один и тот же.

Для обретения контроля над мышлением и концентрации ума йога прибегает к ряду предварительных физических упражнений, таких как шаткарма, асана, мудра и пранаяма.

Эти четыре метода в совокупности с тремя мысленными методами, позволяют обрести семь качеств, известных как шодхана, дридхата, стхирата, дхайрья, лагхана, пратъяк ша и нирлиптатва [Гхерамда самхита, упадеша 1.].


ДАЛЕЕ: 37. Шодхана