В самом общем смысле это слово означает инструмент, или то, чем выполняется какая либо работа.

В садхане оно обозначает нечто помогающее уму сосредоточиться на том или ином объекте. «Йогини тантра» рекомендует поклоняться Дэви в виде пратимы (изображения), мандалы [Фигура часто цветная].

Разница между мандалой и янт рой в том, что мандала может использоваться для взаимодействия с любым божеством, в то время как янтра связана только с одним дэватой, или янтры [Если эти инструменты недоступны, можно использовать в тех же целях воду, цветы апараджита, джаба, каравира, дрона и т.п. («Каулавалия тантра»)].

Садхака допускается к работе с янтрами на определенной стадии духовного развития, Сиддха йоги начинают внутреннюю пуджу с янтры, которая служит символом (санкета) брахма виджняны, так же, как мантра – символом дэваты. Слово «янтра» связывают также со словом «ниянтрана», потому что она смиряет похоть, гнев и другие пороки дживы и уменьшает страдания, причиной которых эти пороки являются [Тантра тагтва, с. 519 (Садхарана упасана таттва)].

Янтра – это схема, вырезанная или нарисованная на металле, бумаге или другом материале [Трактаты по магии описывают янтры на леопардовых и ослиных шкурах, человеческих костях и т.д.], которой поклоняются так же, как изображению (прагиме). Янтры, как и мантры, могут быть разными в зависимости от того, для каких обрядов они предназначены. Характер изображения определяется объектом поклонения [Описание многих янтр можно найти в «Тантрасаре»].

Янтра всегда отделяется от внешнего мира бху пурой [Янтры, написанные красками, часто содержат изображе нии змей вокруг бхупуры]. Мантра того или иного божества используется для того, чтобы призвать это божество в янтру. Поэтому янтра с изображением мантры служит мнемонической диаграммой мантры своего божества. Как и в случае с пратимой, работе с янтрой предшествуют определенные ритуальные действия.

Сначала садхака размышляет о дэвате, затем пробуждает его или ее в себе и с помощью мантры переносит божественное присутствие в янтру. После того, как дэвата вошел в янтру, необходимо пробудить его жизненную энергию (прану). Для этого используются прана‑пратиштха, мантры и мудры.

До прихода дэваты янтра [См.: Маханирвана‑тантра, гл. 6, шл. 63 и далее. То же самое делается при работе с пратимой] – всего лишь грубая материя, и пронизывающий ее дух остается скрытым. Но янтра, в которой поселился дэвата, источает проявленный дух.

Таким образом, садхака сначала пробуждает дух в я игре, а потом поклоняется ему. Янтра является мантрой в том смысле, что она выполняет функции тела дэваты, а дэвата – это мантра [Янтрам мантра‑ майнм проктам мантратма дэватайва // хи, // Дэхатманор ‑ ятха бхедо, янтра ‑ дэватайостатха (Каула‑валия‑тантра)].


ДАЛЕЕ: 23. Мудра