Врата – часть наймиттики, или добровольных обрядов [См.: Крияканда варидхи, с. 133. Хома может быть ведическим, пураническим или тантрическим]. Он позволяет увеличивать добродетель (пунья) и совершается ради вознаграждения. Существует много видов врага.

Среди важнейших из них Джанмаштами (день рождения Кришны), Шива ратри в честь Шивы, Шатпанчами, Дурваштами и Таланавами.

В специальное время в честь Лакшми, Нараяны и Ананты проводится Ананта чатурдаши. Некоторые врата не привязаны к определенному времени, например, савитри врата, который соблюдают только женщины [Для того, чтобы быть хорошей женой и обеспечить долгую жизнь мужу и этом мире и соединение с ним в другом мире], и картикеяпуджа, предназначенная только для мужчин [Для того чтобы защитить детей. // Хавишьянна готовится следующим образом: в один горшок кладутся определенные фрукты и овощи, такие как зеленые бананы, дал, сладкий картофель, а также сырой рис. Наливается небольшое количество воды, и блюдо варится, пока не выкипит вся вода. После этого горшок снимается с огня, добавляются гхи и соль].

Один из великих врата – дургапуджа, махаврата в честь Дэви в образе Дурги. Этот врата продолжается, пока существуют луна и солнце, однажды начав, его уже нельзя прекратить. Существует также целый ряд врата, которые не упоминаются в шастрах, например мадхусанкранти врата, джаласанкранти врата и др. Большинство из них появилось в Бенгалии. Все врата имеют свои характерные особенности, но есть и общие черты. Во время враты и подготовки к нему соблюдается саньяма: половое воздержание, употребление определенной пищи (такой как хави шьянна), пост и омовения. В этот период нельзя есть ни мясо, ни рыбу.

Садхака сосредоточивается на своей цели и дает клятву, подтверждающую его решимость (нияма).

Врате предшествуют поклонение Солнцу, планетам и кула-дэвате и привлечение всех дэвов и всех существ на сторону садхаки с помощью мантры сурьяхсомоямахкала.

В ведической традиции санкальпа проводится утром, а врата – до полудня.


ДАЛЕЕ: 28. Тапас