Тантра имеет в своем распоряжении множество методов и практик.

Как в хорошем саду можно найти изобилие самых разных плодов, прекрасных цветов и целебных трав, так и в Тантре можно найти самые разные практики, ритуалы, виды поклонения, медитации, упражнения и методы реализации.

Йога – это “связь” с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние (саччидананда). В Тантре йога понимается как отождествление индивидуального существа с Духом (Атма).

Таким образом, все различные методы реализации, в том числе и те, которые были описаны в этой книге, могут рассматриваться как различные виды йоги, ведущие к одной цели.

Вот основные виды йоги, которые описываются в Тантрах:

Гьяна-йога – (йога Знания) – она состоит в постоянной медитации на Брахман (Абсолют) как единственную Реальность и созерцании вселенной как Его проявлении.

Бхакти-йога – (йога Любви) – состоит в преданном, любовном поклонении может включать в себя как определенные ритуалы, так и повторение мантр, созерцание Божества внутри себя и т. д.

Мантра-йога – состоит в науке повторения мантр – с концентрацией на высшую звуковую субстанцию, или звук как проявленный Абсолют. Повторение мантр с такой концентрацией приводит к постижению единства, достижению сиддхи и освобождения (мокша).

Раджа-йога – состоит в медитации на шести чакрах: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата и т.д., в соответствии с каналами ида, пингала, сушумна. Именно в раджа-йогу входит кундалини-йога, или же они могут пониматься как одно и то же.

Лайя-йога – состоит в медитации на сияющем Абсолюте (Брахман) в тысяче лепестковом лотосе в верхнем головном чакре (Сахасрара), после того как взгляд и сознание сосредоточены на межбровье. Посредством лайя-йоги достигается растворение (лайя) в Абсолюте, или – полное погружение в Высшую Реальность (Парабрамха).

Хатха-йога – состоит из нескольких ступеней:

  1. Йама
  2. Нияма – заключаются в контроле ума, чувств и поведения на трех уровнях мысли, речи и физического действия. Сюда входят такие основные принципы как ненасилие (ахинса), приверженность истине (сатья), не воровство (астейя), непривязанность к вещам (апариграха), богонаправленность (брахмачарья), а также – очищение сознания и тела (шауча, различные дхаути и т.д.). Кроме того, предписывается изучение Писаний (свадхьяйя) и внутренняя самоотдача Всевышнему (Ишвара-пранидхана).
  3. Асана – определенные положения тела, выполнение, которых делает тело здоровым, распределяет жизненную энергию надлежащим образом и, таким образом, приводит человека в подходящее состояние для концентрации на Высшее. Для достаточно длительных медитаций обычно используются наиболее удобные для этого сидячие позы – такие как падмасана (поза лотоса) или сиддхасана (совершенная поза).
  4. Пранайама – контроль дыхания и жизненной силы (прана), необходимый для последующего сосредоточения.
  5. Пратьяхара – отвлечение чувств от их объектов. Приводит ум в спокойное, независимое от внешних воздействий состояние, в котором можно успешно практиковать медитацию.

На этом завершается “собственно хатха-йога”, являющаяся подготовкой к дхйана-йоге (йоге созерцания или медитации), т.е. “собственно раджа-йоге”. В высшем смысле хатха-йога является соединением “ха” или индивидуального “я” с “тха” или Шивой (Абсолютом). Согласно такому пониманию, хатха-йога вбирает в себя не только подготовительные ступени, но и последние ступени созерцания (дхарана, дхйана, самадхи) и приводит к высшей цели. Также и раджа-йога в широком смысле этого слова, именуемая также аштанга-йога, включает в себя 8 частей: все пять ступеней собственно хатха-йоги + три медитативных ступени (дхарана, дхйана, самадхи).

Последние 3 ступени аштанга-йоги – это дхарана или сосредоточение, дхйана или созерцание (медитация) и самадхи (высшее блаженство).

Самадхи-йога – является, несомненно, наивысшей ступенью реализации и квинтэссенцией всех йог. В тантрических произведениях она описывается как имеющая шесть видов – дхиана-йога, нада-йога, расананда-йога, лайясиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога.

В Гхеранда-Самхите, тантрическом произведении, наставляющем о практике всех основных разделов хатха и раджа-йоги, последняя (7-я) глава посвящена именно самадхи-йоге.

Вот что поведал великий знаток йоги Гхеранда своему ученику Чанде в своем последнем наставлении:

Гхеранда сказал:

  1. Итак, самадхи является великой йогой и ею овладевают благодаря очень счастливой судьбе. Она достигается посредством доброты и милости учителя, а также посредством преданности ему.
  2. Кто имеет веру в учение, в своего гуру и в свой Дух (Атман) и чье сознание (манас) изо дня в день пробуждается, тот йогин достигает тогда этой великолепной практики.
  3. Отделить от тела манас (сознание) и соединить его с Высшим Духом (Параматма) – узнай это как самадхи (экстаз, высшее состояние) освобождения сознания ото всех состояний.
  4. Я есть Брахман (Абсолют) и ничто другое, я – истинный Брахман, и страдание не является моим уделом, моя природа есть абсолютное бытие-сознание-блаженство (сат-чит-ананда), я вечно свободен и являюсь своим собственным “Я”.

Далее раскрывается таинство шести видов самадхи-йоги:

1) Дхайана-йога-самадхи (“экстаз посредством медитации”):

  1. При помощи шамбахви-мудры осуществляй познание себя (т.е. Духа или собственного “Я”) (Атма-Пратьякша): созерцай бинду – светящуюся точку, солнечный диск или пламя как Абсолют (Брахман), соедини с этим сознание (манас).
  2. Помести свое “Я” в середину “кха” и “кха” в середину твоего “Я”. Созерцай таким образом свое “Я” как кха, сделай так, чтобы ничто тебе не мешало. Постоянно наполненный блаженством, человек переходит таким образом в самадхи.

2) Расананда-самадхи (“экстаз посредством блаженства во вкусе”):

  1. Посредством практики кхечари-мудра, когда язык идет кверху, будет достигнут успех (сиддхи) в самадхи. Все другие способы излишни.

3) Нада-йога-самадхи (“экстаз посредством звука”):

  1. Медленно вдыхая воздух, делай бхрамари-кубхака и вдыхай очень слабо (постепенно) – тем самым возникает звук жужжащей пчелы.
  2. Прислушиваясь к этому звуку, подобному жужжанию пчелы, концентрируй затем свое сознание (манас) на возникшем тем самым Самадхи и блаженстве как познании Сохам (Я – Он, т.е. Брахман).

4) Лайасиддхи-йога-самадхи (“экстаз посредством успеха в растворении”):

  1. Совершая йони-мудру, чувствуй, что ты, став единым с Шакти, вкушаешь высшее блаженство со Всеобщим Духом (Параматмой).
  2. Полный блаженства, ты будешь посредством осознания “Я – Всевышний (Брахман)”, единым со Всевышним и достигнешь адвайта (недвойственного) самадхи.

5) Бхакти-йога-самадхи (“экстаз посредством преданной любви”):

  1. Созерцай в своем сердце свое любимое Божество – в свойственной Ему форме. Так размышляя, ощутишь ты посредством бхакти-йоги (йоги преданной любви) наивысшее наслаждение.
  2. С радостным возбуждением (пулака) и слезами счастья приходит экстатическое состояние. Так будет ощущаться самадхи, оно возникает без экзальтации (унмани) сознания (манас).

6) Раджа-йога-самадхи (“экстаз посредством “царственной йоги”):

14. Посредством упражнения в Масмурччха-Кумбака – соединяй свое сознание (манас) с “Я” (Атман). Посредством этой связи с Высшим “Я” (Параматма) ты достигнешь самадхи”.


ДАЛЕЕ: Кундалини-йога и человеческое тело.