«Гхерамда‑самхита» выделяет шесть видов самадхи‑йоги [Упадеша 7]:

1) Дхьяна‑йога, в которой самадхи достигается с помощью шамбхави‑мудры [Там же, упадеша 3, шл. 65 и т.д.]. Садхака созерцает Бинду‑Брахмана и достигает осознания атмы (атмапратьякша), в результате чего атма растворяется в махакаше.

2) Нада‑йога, в основе которой лежит кхечари‑мудра [Там же, шл. 25 и т.д.]. Для этой мудры подрезается уздечка языка, после чего язык вытягивается, пока не достанет до межбровья, а затем возвращается в рот в перевернутом положении.

3) Расананда‑йога, основанная на кумбхаке [Там же, упадеша 5, шл. 77 и т.д.]. Садхака садится в тихом месте, закрывает уши и практикует пураку и кумбхаку до тех пор, пока не услышит наду. Звук может быть разной силы: от стрекотания сверчка до грохота литавр. В результате ежедневной практики садхака начинает слышать «беззвучный звук» и видеть сияние, окружающее манас, которое в конце концов растворяется в высшем Вишну.

4) Лайясиддхи‑йога, основанная на йони‑мудре, о которой уже говорилось [В «Лалитасахасранаме» (шл. 142) Дэви называют Лаякари, что означает «Причина лайи (растворения ума)»]. Садхака представляет себя в роли шакти, а Параматму в роли пуруши, мысленно соединяется (сангама) с Шивой и вместе с ним наслаждается блаженством шримарарасы [Шримгара – это любовь как эмоция, а также страсть и сексуальные отношении. Принято выделять восемь раса (эмоций): шрингара, вира (героизм), каруна (сочувствие), адбхута (удивление), хасья (веселость), бхаянака (страх), бибхатса]. При этом он сам становится блаженством и Брахманом.

5) Бхакти‑йога, состоящая в созерцании ишта‑дэваты с чувством преданности (бхакти) до наступления экстаза, при котором от избытка блаженства из глаз текут слезы.

6) Раджа‑йога, в которой используется маномурччха‑кумбхака. Манас отстраняется от всех мирских объектов и сосредоточивается между бровей на аджна‑чакре, одновременно делается кумбхака. Когда манас соединяется с атмой и джняни обретает полное знание, наступает раджа‑йога‑самадхи.


ДАЛЕЕ: 45. Шатчакрабхеда