Уровни Шакти

Неправильное понимание, состоящее в том, что акт творения обязателен для Шивы, возникает из-за игнорирования разницы между шакти и сварупа-шакти.

Уровни Шакти

Шакти
Таттва
Вак
Степень различия
Переживающий
Чит-ананда
Шива-Шакти
Пара
Ахам
(«Я есть»)
Чистое единство
Чистый субъект или чистое «я» (без сознания объекта)
Шива-прамата
Иччха
Садашива
Пашйанти
Ахамидам («Я есть это»)
Единство – в различии (различие в потенциальной форме – асутрана)
Субъект только излучает объект
Мантра-Махешвара-прамата
Джнана
Ишвара
Мадхйама
Идамахам («Это есть я»)
Единство – в различии (различие более проявлено как воображение, представление – Вимарша)
Субъект полностью представляет объект
Мантре-швара-прамата
Крийа
Садвидйа
Ваикхари
Аханча иданча («Я есть и это есть»)
Единство – в различии (различие полностью проявлено как то, что видно, проявление – Абхаса)
Субъект внешне проецирует объект как абхасу
Мантра-прамата

В Тантрической традиции чит и ананда – это природа (сварупа, или сварупа-шакти), тогда как триада иччха-джнана-крийа, которая относится к творению мира, – это сила (шакти), но не сварупа-шакти. Чит и ананда есть сварупа, а триада иччха-джанана-крийа, или Творение мира, – это не сварупа в техническом смысле сварупа-лакшаны. Творение основано только на свободе Господа. Он может разыграть вселенскую деятельность творения, поддержания и т.д. навечно, на некоторое время или не разыгрывать вообще.

В Тантризме мир считается Шакти, или крийей, а Шакти, или крийа, считается природой Шивы, поэтому мир нужно рассматривать как природу Шивы. Но что упускается здесь из виду – так это та истина, что только чит-ананда, а не вся Шакти, является природой (сварупой) Шивы.

Иччха-джнана-крийа, которые производят Творение, – это не сварупа в техническом смысле. Активность (крийа), которая находится на уровне сварупы (чит-ананда) и которая освещена в себе, – это только ахам («Я есть»).Она не является ахамидам («Я есть это»), которое приходит на уровне Творения (иччха-джнана-крийа).

Ахам, или Самосознание, следовательно, считается извечной активностью или извечным динамизмом (нитйа-крийа или нитйа-спанда) Сознания. Свободный акт творения может также считаться вечным или даже врожденным (сварупа) в том смысле, что Шива свободно осуществляет вселенскую функцию творения, и т.д.

Творение не обязательно для Шивы; оно является манифестацией Его свободы (сватантрйи). Бессмысленно говорить, что Шива может не быть чит-ананда, ибо Шива – это не что иное, чем чит-ананда. Также совершенно бесмысленно говорить, что Шива не может творить мир. Творение полностью зависит от воли Шивы.