trika

Что такое трика?

Трика-даршана: тантры и агамы

В соответствии с традиционным подходом, индийские философские системы принято разделять на шесть так называемых «даршан»: Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса и Веданта. В буквальном переводе с санскрита слово «даршана» означает «видение» и оно, в данном контексте, относится к видению той окончательной Истины, которая по разному открывалась основателям этих духовных традиций.

В Ригведе мы встречаем, ставшее уже классическим, выражение «экам сат випра бахудха ваданти» («Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному»). Все эти традиционные философские системы в той или иной степени опираются на авторитет Вед и Упанишад, однако, помимо них, в Индии существовали и другие учения, например Буддизм, Джайнизм и пр.

И здесь существенным моментом является понимание источников таких учений. Когда источником является чистое божественное откровение, как например в случае Вед или Шайва-агам, то такие воззрения принято называть «Санатана-дхармой», то есть вечным божественным Законом или Истиной, которая превосходит любые временные ограничения и существует всегда. Но помимо этого, на определенных исторических этапах, появляются и различные промежуточные учения, которые могут выполнять те или иные временные функции.

Санатана-дхарма включает в себя систему шести даршан, но эти даршаны не могут вместить в себя всю Санатана-дхарму. Как говорилось по этому поводу в Пуранах: «Истина превыше воззрений…» Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Трика-даршана, несмотря на целый ряд отличительных особенностей, не относится к классическим философским системам Индии. Эта богатейшая духовная традиция, основанная на агамических (тантрических) источниках, всегда имела весьма ограниченное распространение в эпоху Кали-юги.

Главная причина закрытости и изолированности этой системы состоит в том, что воззрение абсолютного теистического монизма или абсолютной недвойственности (санскр. парадвайта) трудно для понимания людей этой эпохи. Несмотря на то, что Господь Шива еще в самом начале Кали-юги передал людям недвойственные тантрические учения через риши Дурвасаса, эти учения не получили широкого распространения.

Однако они всегда тщательно сохранялись и передавались по непрерывной линии преемственности (санскр. парампара). На видимом уровне эта парампара стала отчетливо формироваться в Кашмире, начиная с IX-го века н.э. после появления таких замечательных мастеров, как Васугупта, Сомананда и др.

Роль агамических текстов в эпоху Кали-юги невероятно высока. Слово «агама» можно перевести как «прибытие», «приближение» или «повторное возникновение». Это общее название определенной группы текстов, которые не были составлены людьми, а были переданы нам непосредственно Господом.

Такое высшее знание существовало всегда, во все исторические эпохи, но особую ценность оно приобретает в нынешние времена духовной деградации. Как сказано в Куларнава-тантре: «Шрути — для Крита-юги, смрити — для Трета-юги, пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы».

Важно подчеркнуть, что люди, рожденные в Кали-югу, чаще всего не могут длительное время сохранять в чистоте агамические знания. Их ум, находящийся под влиянием гуны тамаса, постепенно теряет соответствующие качества и обращается к грубому двойственному мировосприятию. Хорошо понимая это, Господь периодически «оживляет» знания людей и направляет их в нужное русло.

В текстах Трика-даршаны понятия «тантра» и «агама» часто являются синонимичными. Слово «тантра» может иметь множество различных значений. Оно происходит от санскритского глагола «тан» — «распространять». В этом смысле и тантры, и агамы распространяются как божественные откровения.

Однако важно понимать, что Тантра — это не философская система и не простой набор слов. Это прежде всего непосредственное знание Истины, которое передается лишь тем, кто способен ее воспринять. Таким образом, все тантры — это также и агамы, но при этом не все агамы являются тантрами. Когда в тантрических текстах Господь Шива передает учения своей супруге Парвати (Шакти), то мы имеем агамы, но когда Парвати дает наставления Шиве, то это — нигамы.

Одной из важнейших отличительных черт тантрических учений является использование различных человеческих страстей для освобождения от сансары. Тантрический практик учится интеграции и достигает понимания единства различных аспектов Шакти, которая проявляется на видимом грубом уровне как, например, что-то «мирское» или «духовное». И в этой связи тантрические садханы существенным образом отличаются, скажем, от ведических наставлений.

Тексты Трика-даршаны

Учения Трика-даршаны опираются, главным образом, на шестьдесят четыре недвойственные Бхаирава-тантры, которые впервые появились в нашем измерении во времена Сатья-юги вместе с Ведами. Эти шестьдесят четыре тантры разделены на восемь больших групп.

Например, первая группа тантр, которая называется Садашива-чакра состоит из следующих текстов: Бхаирава, Ямала, Матакхья, Мантала, Чакраштака, Сукхаштака, Бахурупа и Вагиша. К сожалению, до нашего времени дошли очень немногие тантры этого цикла, но, благодаря выдающимся учителям Трики, сущность данных недвойственных учений была полностью сохранена. Помимо этих недвойственных тантр, в Трике изучаются также восемнадцать смешанных (недвойственно-двойственных) Рудра-тантр и десять двойственных Шива-тантр.

Как следует из самого названия этой духовной традиции, Трика-даршана имеет троичную структуру своих основополагающих текстов.

Эту структуру образуют:

  1. Агама-шастры,
  2. Спанда-шастры и
  3. Пратьябхиджня-шастры.

К Агама-шастрам принадлежат такие произведения, как Малинивиджайоттара, Свччхандабхаирава-тантра, Нетра-тантра, Рудраямала-тантра, Шива-сутры и др. К Спанда-шастрам относятся прежде всего Спанда-карики и многочисленные комментарии к ним. Пратьябхиджня-шастры основаны на знаменитом произведении Сомананды Шивадришти, на тексте его ученика Утпаладевы Ишварапратьябхиджня-карика, на трудах Абхинавагупты Тантралока, Пратьябхиджнявимаршини и Пратьябхиджнявивритивимаршини, а также на работах Кшемараджи и других комментаторов.

Троичность

Троичность

Слово «трика» переводится как «триада». Это может показаться странным, но для того, чтобы лучше понять воззрение абсолютной недвойственности (парадвайта) нужно прежде всего немного разобраться с принципом троичности.

Все мы живем в мире, который на видимом уровне состоит из субъектов, объектов и различных взаимоотношений между ними. Это вечный троичный принцип нашего существования. Мир каждого отдельного живого существа, созданный силами майи, можно символически изобразить в виде некоего треугольника.

Состоящего из трех элементов:

  1. субъект познания (санскр. прамата),
  2. метод познания (санскр. прамана) и
  3. объект познания (санскр. прамея).

Абхинавагупта в своем знаменитом тексте Паратришика-виварана утверждает, что все в этой проявленной вселенной состоит из триад. При этом он, как и другие мастера Трики, рассматривает Шиву, Шакти и нару («нара» — индивидуум, связанный субъект) в качестве некой универсальной базовой триады.

Шива выступает здесь в качестве высшего Субъекта познания, энергии Шакти обеспечивают саму возможность такого познания, а объектом познания является мир, образованный в результате действий ограничивающих сил майи.

Энергии Шакти в свою очередь также подразделяются на три основные вида:
  1. Пара-шакти,
  2. Парāпара-шакти и
  3. Апара-шакти.

За счет действий Апара-шакти и Парāпара-шакти формируются те самые ограничения, которые мы называем силами майи. Точнее говоря, они формируют анава-малу, майя-малу и карма-малу.

Энергии Апара-шакти приводят к духовной деградации существ и ведут к страданиям. Интересно отметить, что слово «апара» переводится также как «чрево» или «матка», что символизирует принцип бесконечного сансарного рождения. Пара-шакти — это такие силы Господа, которые способны освобождать живых существ из сансарного плена, а Парāпара-шакти — это силы удерживающие на сансарическом уровне (вызывающие привязанности различного рода) и заставляющие пожинать плоды совершаемых поступков. Они управляют также законом кармы.

Используя другой терминологический ряд, мы можем говорить также о том, что энергии Шакти состоят из следующей триады:
  1. Иччха-шакти,
  2. Джняна-шакти и
  3. Крия-шакти.

Иччха-шакти — это абсолютно свободная (санскр. сватантра) воля Господа, которая, в соответствии с учениями Трики, является единственной причиной всего проявленного мира. Эта воля соотносится с Пара-шакти. Джняна-шакти — это способность познавать, а Крия-шакти — способность действовать. Крия-шакти соотносится с Апара-шакти. При более внимательном анализе этих разновидностей Шакти, можно сделать важный вывод о том, что лишь воля Господа (Иччха-шакти) обладает способностью освобождать существ из сансары.

Пракаша и вимарша

Когда мы говорим об энергиях Шакти, то, вообще говоря, допускаем некоторую неточность. Дело в том, что само слово «энергия», взятое из нашего современного лексикона, не вполне адекватно описывает происходящее. Оно не подразумевает осознанности.

На самом же деле в текстах Трика-даршаны используется достаточно сложный термин «вимарша» (от санскритского глагола «мриш» — касаться, отражать и др.), который приблизительно можно перевести как «самоосознавание» или «рефлексирующее сознание».

Находясь в плену майи, мы полагаем, что энергии Шакти что-то создают, видоизменяют, превращают, что выполняется закон причины и следствия и т.п. Но на самом деле, Шива лишь осознает свою бесконечно разнообразную внутреннюю природу, используя для этого «зеркало» Шакти.

Природа Шивы есть Атман или чистое божественное сознание «чайтанья», бесконечно сияющее и вмещающее в себя все сущее. Свет этого высшего сознания называется в Трике словом «пракаша». Все во вселенной есть лишь этот свет, каждый объект полностью идентичен с пракашей, подобно тому, как идентичны огонь с огнем. Учения такого рода крайне трудны для понимания в эпоху Кали-юги. Это чистая парадвайта, абсолютная недвойственность.

Вимарша — это динамичное активное самопознание Абсолютной реальности, которая чаще всего называется в Трике словом «парасамвит» (другое название «Парамашива»). Иногда эту абсолютною реальность называют «чид-ананда» (сознание-блаженство).

Здесь можно заметить отличие от традиционного описания высшей реальности в виде «сат-чид-ананда» (бытие-сознание-блаженство), которое встречается в других индуистских философских системах.

В Трике считается излишним употребление слова «сат» (бытие), поскольку оно обладает избыточностью и несет в себе оттенок статичности и пассивности. Абсолютная реальность в Трике полна активной динамики, это совершенный динамичный союз Шива-Шакти, пракаша-вимарша, при котором Шакти непрерывно активизирует потенциальности Парасамвит.

Спанда

Фактически слово «спанда» (вибрация, пульсация) — это другое название вимарши. Оно говорит нам о том, что божественное сознание обладает неким внутренним динамизмом.

Спанда — одно из важнейших понятий Трика-даршаны. Изучение Спанда-шастры позволяет понять, каким образом Абсолют или Парасамвит (Парамашива) одновременно проявляется в виде двух своих аспектов, а именно Шива-Шакти. Шива — это его внутренний статичный аспект, а Шакти — относительно внешний динамичный аспект. Можно говорить, что спанда — это трехфазная духовная вибрация. Этими тремя фазами являются состояния Парамашивы, Шивы и Шакти.

Вибрация чистого божественного сознания направленная во внутрь называется саманья-спандой (универсальная или общая спанда). Вибрация, направленная наружу называется вишеша-спандой (дифференцирующая спанда). Именно в результате действия вишеша-спанды проявляется так называемый внешний мир.

В трудах Каллата Бхатта мы находим сравнение этих двух видов спанды с открытием (санскр. унмеша) и закрытием (санскр. нимеша) глаз Бога. Когда Бог открывает глаза, то вступает в силу вишеша-спанда, проявляющая мир, когда Он закрывает глаза, то вселенная поглощается и Он пребывает в своей внутренней природе за счет действия саманья-спанды.

Можно проиллюстрировать действие этих двух видов спанды и на примере мыслительного процесса обычного человека. Каждая новая мысль возникает в сознании за счет вишеша-спанды, а ее обратное поглощение сознанием — результат действия саманья-спанда. Между этими мыслями сияет чистое божественное сознание (чайтанья), наделенное параспандой.

В текстах Трика-даршаны часто ставится знак равенства между спандой и абсолютно свободной божественной волей Господа (сватантрья).

 Господь Шива

Недвойственные учения Трика-даршаны говорят нам о том, что единственным субъектом, который в действительности существует в этом проявленном мире, является лишь сам Господь Шива (выражение «Господь Шива» часто является синонимом Абсолютной реальности, Парашивы или Парасамвит).

Все остальное — игра его динамичных божественных энергий Шакти. Шива — словно хороший актер, играющий сразу множество разнообразных ролей и наслаждающийся этим величайшим представлением.

Господь Шива есть высшее «Я» или «ахам», Шакти — это вечный принцип «Я есть», подразумевающий непрерывное самоосознавание Шивой своей природы. Все существующие объекты во вселенной пусты (санскр. шунья) от своего собственного существования, поскольку все они есть только Шива. Как сказано в Дэвикалоттара-агаме:

«Пустота — это бесконечное и всеобъемлющее Единое целое без второго, сияние чистой мудрости, полностью лишенной видимых феноменов и состоящей из одного аспекта «Я». Она есть зерно, что плодоносит как Освобождение…».

Шива — это абсолютная полнота (Единое целое) или целостность (санскр. пурна), вмещающая в себя все сущее. Ничто не может быть добавлено к ней или удалено из нее. Здесь вполне корректно звучит знаменитое изречение из Упанишад: «То есть целое, это есть целое. Целое появляется из целого. При удалении целого из целого, снова остается только целое».

Господь Шива свершает пять деяний:

  1. проявление (санскр. сришти),
  2. сохранение (санскр. стхити),
  3. поглощение (санскр. самхара),
  4. сокрытие (санскр. вилая) и
  5. раскрытие или милость (санскр. ануграха).

Эти действия свершаются как на космическом, так и на микрокосмическом уровнях. Господь, будучи великим творцом, создает также и творцов в обличии других существ.

(1) Единственная причина проявления мира — абсолютно свободная воля Господа. Как сказано по этому поводу в Джнянагарбхастотре:

«Твое игривое желание есть причина всего разнообразия между праматой, праманой и прамеей. Когда это желание пропадает, куда-то исчезает и многообразие».

(2) Сохранение или поддержание всего проявленного — это прежде всего поддержание необходимого тонкого баланса между самоосознаванием (вимарша) своего «Я» (ахам) и объективного другого (идам). При отсутствии такого двойственного разделения, не имеет смысла говорить о сохранении.

(3) Несмотря на то, что слово «самхара» может переводиться как «разрушение», в Трика-даршане даются совсем иные объяснения данного процесса. Это не разрушение и не растворение, а прекращение «забывчивости» Шивы-актера, при которой он просто перестает играть ту или иную роль. В этом отчетливо проявляется главный принцип учений об освобождении, присутствующий в Трике. Актер (связанный субъект, пашу) должен узнать или, точнее говоря, снова вспомнить (санскр. пратьябхиджня), кем он является на самом деле.

(4) Сокрытие — это ограничение чистого божественного сознания до уровня отдельного живого существа. Конечная фаза такого ограничения — появление махабхуты земля (последняя 36-я таттва).

(5) Милость или шактипата (нисхождение шакти) — это непосредственная помощь со стороны Господа в процессе узнавания актером (связанным существом) своей собственной природы. Для сравнения здесь можно привести аналогию с актером, в котором вдруг пробуждается необыкновенный талант и вдохновение. Пробуждение такого таланта не зависит от действий самого актера, это дается свыше.

Господь Шива в учениях Трика-даршаны — это Один без другого (санскр. экамевадвития). Различные характеристики, которые мы приписываем Ему — лишь наши собственные мыслительные конструкции. Шива есть Все, а Все есть Шива.

 Парвати

Парвати — это супруга Шивы. В разнообразных индийских источниках мы находим многочисленные истории о ее беседах с Шивой и т.п. На некоторых изображениях Парвати, находясь возле Шивы, держит в своих руках зеркало (санскр. дарпана). Это зеркало, с точки зрения Трики, означает пратьябхиджню.

За счет этого зеркала-пратьябхиджни Шива всегда имеет возможность распознавать свою внутреннюю природу. На этом зеркале, как на экране компьютера, высвечивается (отражается) все многообразие той Полноты, которая в потенциальном виде присутствует в Шиве. Энергии Парвати как бы активизируют Его потенциальность.

Взаимоотношения Шивы и Парвати, как пуранических, тантрических и прочих персонажей, — это мифическое изложение тех принципов, которые лежат в основе динамичного союза Шива-Шакти. Без этого божественного союза Абсолют (Парашива) всегда оставался бы мертвой тишиной или пустотой. Абсолюту нужно самоосознавание и это обеспечивается зеркалом Шакти. Только за счет этого зеркала Шива обнаруживает, что его савикальпа-джняна (знание, в котором присутствует разделение на субъект, объект и метод) и пратибимба (отражения) есть на самом деле нирвикальпа-джняна (знание единого «Я») и бимба (само зеркало или реальность). Такая реализация Шивы — это распознавание идентичности его «Я» (Ахам) с «Я» Парвати.

Шакти наделена энергий блаженства (санскр. Ананда-шакти), а поэтому все отражения, возникающие в ней, ничем не отличаются от этого блаженства. Шива-Шакти = Чид-Ананда.

 Мокша

Слово «мокша» переводится с санскрита как «освобождение», но в каждой духовной традиции Индии это освобождение трактуется несколько по разному. В своем произведении Ишварапратьябхиджнявимаршини Абхинавагупта определяет высшую или окончательную цель любого живого существа, как состояние чистой субъективности (Ахам («Я»)), которое является самой природой Абсолюта или Парамашивы (Парасамвит).

В другом своем сочинении, Тантралоке, он говорит о мокше таким образом: «Мокша существует только тогда, когда вы достигаете абсолютной независимости (сватантрāтмака)». Такая абсолютная независимость есть полное погружение или поглощение (санскр. самавеша) индивидуального сознания Божественным. Всевозможные аспекты мокши можно описывать с помощью различных слов, но любое словесное описание всегда будет оставаться не полным.

Понимание мокши в Трика-даршане существенным образом отличается от ее интерпретации в других философских системах, например в Йоге, Адвайта-веданте или Буддизме. Мокша Трики — это не Брахман (понимаемый как покой или подсознательная пустота), не пустота, не изоляция (кавалья) и т.п.

Мокша Трики — это состояние дживанмукти (обычно означает Освобождение еще при жизни в этом теле), которое понимается не как временная концепция духовной свободы в этой жизни, а как полная убежденность (сопровождаемая переживанием универсального блаженства джагат-ананда) в том, что такая свобода неотделима от самой жизни.

Мокша Трики — это динамичное и игривое состояние Шива-Шакти, пракаша-вимарши или чид-ананды, это полное исчезновение всех трех видов омрачений: анава-мала, майя-мала и карма-мала.

Учения Трики говорят нам о том, что благословение или шактипата, посылаемая различными богами, действующими на уровне майи, не может привести к окончательному освобождению, но дает лишь более высокий уровень наслаждений (санскр. бхога), особенно за счет перерождения в их собственных измерениях (локах). Однако шактипата, посылаемая Ишварой, Садашивой или их воплощениями может привести к мокше.

Шайва-агамы утверждают, что трансформация эмпирического в абсолютное, или кажущегося в реальное, достигается лишь в результате фактической реализации следующей формулы: «Конечное не может быть преодолено нашим поиском бесконечного, кажущееся не может рассеяться нашим стремлением к реальному. То, что находится прямо здесь, есть и там, а то, чего здесь нет, нет нигде». Реализация дживанмукти в Трике полностью согласуется с этой универсальной агамической формулой.

Заключение

В этом очень кратком обзоре были затронуты лишь некоторые наиболее общие аспекты Трики или Кашмирского шиваизма.

Не будет большим преувеличением сказать, что философское воззрение парадвайты или абсолютной недвойственности способно вместить в себя любые другие воззрения, которые когда-либо существовали или будут существовать в нашем мире.

Крайне позитивный и реалистичный подход Трики ко всем проявлениям нашей жизни, может оказаться очень полезным в наш век сомнений и тотальной духовной разобщенности. Распознайте во всех явлениях великий космический танец Бога, который приглашает вас слиться с Ним в этом танце! Вы — Шива!