Тайны Чаитаньи

Проблемы с самоидентификацией

Личность Чаитаньи Махапрабху представляет для меня большой интерес и по моему мнению заслуживает более углублённого изучения и анализа, в отличие от того, каким его преподносят всему миру его последователи. Данной статьёй я ни в коей мере не преследую цель оскорбить чувства последователей Чаитаньи, а просто постараюсь не предвзято раскрыть разные аспекты сей неординарной личности, кои ранее были не затронуты. Надеюсь, читатели воспримут информацию в данной статье в научном ключе, без эмоциональных эксцессов.

Личность Чаитаньи Махапрабху в наши дни связана с личностью Васудэвы Кришны, чьим воплощением, по утверждению его последователей, Чаитанья и являлся. Но было ли так на самом деле? И как вообще мальчик из Надии по имени Вишвамбхар стал воплощением Кришны и так называемым “золотым аватаром”, единственным спасением в Кали-югу?

Ранние годы

Из биографических источников о его жизни мы узнаём, что в детстве Вишвамбхар ничего особенного, как личность, собой не представлял, вёл себя неподобающе, постоянно доставляя проблемы родным и окружающим.

Все жители его деревни воспринимали его, как всеобщую проблему, постоянно жалуясь его родственникам на него. Вишвамбхар действительно был трудным ребёнком и не интересовался ничем, кроме безобразничества и хулиганства.

Даже в юности Вишвамбхар не интересовался ни науками, ни религией, ни какой-либо духовностью вообще.

В “Чаитанья Бхагават” Ишвара Даса пишет, что в вишнуитской Навадвипе люди сожалели, что Вишвамбхар не проявлял вообще никакого интереса к почитанию Кришны и не имел вообще никаких чувств к нему.

Но это спорный вопрос, ведь в юности Чаитанья всё-таки проявлял интерес к тематике Радха-Кришны, о чём повествуется в так называемых “падах” (padas) – духовных поэмах любовного характера, посвящённых юношеским годам Чаитаньи, проведённых им в Навадвипе.

В падах говорится, что в Навадвипе незадолго до того как принять санниясу (монашество), Чаитанья одевался как Кришна и имитировал близость эротического характера с его спутниками, в свою очередь переодевавшимися в гопи (пастушек).

Эти пады напеваются и сейчас последователями Чаитаньи в Бенгалии. Другой биограф Чаитаньи, Мурари Гупта, не подтверждает таких событий в жизни Чаитаньи и сообщает, что за год до принятия инициации, юноша Вишвамбхар, наоборот, находился в постоянных медитациях и молитвах (Murari II.12.25-26), возможно и так, но с кем и при каких обстоятельствах? Об этом позже.

Проблемы в семье

“Медитации и молитвы” Мурари Гупты как-то не сочитаются с общим неадекватным поведением Чаитаньи. То что Вишвамбхар был трудным подростком, это мягко сказано. Ситуация в семье молодого Чаитаньи была поистине ужасающей.

Об этом мы узнаём из “Чаитанья Бхагаваты” Вриндавана Даса.

Существует две “Чаитанья Бхагаваты”. Одна, написанная Вриндаваном Дасом, приукрашенная и предназначенная для привлечения масс, другая беспристрастная биография Чаитаньи написанная Ишварой Дасом со слов приближённых к Чаитанье людей, людей знавших Чаитанью и их учеников. Тем немение даже в рафинированной биографии Вриндавана Даса (Vrindavana Dasa, Chaitanya Bhagavata 1.8) описывается совершенно неадекватный случай с молодым Чаитаньей.

Однажды Вишвамбхар захотел пойти помыться в Ганге и заодно оказать ей почести. Он попросил свою мать дать ему гирлянду из цветов для этого. Гирлянды не было и Сачи, мать Чаитаньи, сказала что сейчас сходит за ней на базар. Тогда Вишвамбхар внезапно впал в неконтролируемый приступ ярости и заорал: “Как это нет гирлянды!? Ты только сейчас собираешься пойти за ней???”.

Тут Чаитанье стало совсем плохо и он начал буквально крушить всё в доме, посуду, мебель, абсолютно всё, что попадалось ему на глаза. Его бедная мать, испугавшись физической расправы со стороны его сумасшедшего сына, спряталясь в углу отдалённой комнаты и ждала когда его приступ наконец закончится.

Но он не кончался, Чаитанья разгромив абсолютно всё в доме и не нашедши ничего, что он мог бы ещё сломать, схватил палку, выбежал во двор и начал дубасить деревья во дворе. Когда он выбился из сил, колотя деревья, он упал на землю и стал орать валяясь в дорожной пыли…

Почему Вриндаван Дас не скрыл данный факт из жизни Чаитаньи?

Потому что все об этом знали и не написав он об этом его уличили бы в сокрытии всем известного факта? Скорее всего так и было, так как Вриндаван Дас тут же пытается нелепым образом обелить случившееся, говоря что все боги наблюдали сее “божественное действо” и умилялись “играми Господа Чаитаньи”…

Во-первых, как Вриндаван Дас знал, что боги умилялись, наблюдая беснующегося Чаитанью? Он это лично видел или ему об этом сказали сами боги?

Во-вторых, чем думал Вриндаван Дас, сочиняя такую чушь? Отец Вишвамбхара знал о его внезапных приступах истерии и молился за него. Его мать, говорится, всегда шла ему на всяческие уступки, не спуская с него глаз, очевидно боясь что приступ может случиться в любой момент, по любому пустяку.

К сожалению это не последний случай в жизни Чаитаньи, когда он будет кататься в дорожной пыли…

Люди нетрадиционной сексуальной ориентации известны своими эмоциональными всплесками и, возможно, эмоциональные эксцессы Чаитаньи, преследовавшие его на протяжении всей его жизни, имели за собой нечто другое нежели просто “духовный экстаз”…

Чаитанья отрёкся от мира и принял саниясу в возрасте 24 лет. Известно, что двадцать лет он не интересовался духовными вопросами вообще. Но тут проходит четыре года и молодой Чаитанья, всем известный как весёлый, озорной юноша Вишвамбхар, вдруг не просто интересуется духовныеми вопросами, но даже решает отречься от мира!

Странно, не правда ли? Что на самом деле сподвигло его на такое решение, ведь у него была жена и уважаемая работа, он был учителем в местной школе. Чего ему не хватало?

Исходя из его будущего окружения (известно, что Гададхар Пандит, один из ближайших спутников Чаитаньи, считался воплощением Радхи и одевался как Радха (Isvara Dasa, Chaitanya Bhagavata, canto 62 (LXII)) и фольклорных сказаний о его нестандартных юношеских взаимоотншениях со сверстниками, можно предположить, что возможной причиной могла быть его сексуальная ориентация, вернее отсутствие её реализации в жизни Вишвамбхара.

Печальная статистика показывает, что таких неудовлетворённых людей как раз и тянет в различные школы для мальчиков и прочие монастыри. Вообще странно, как оболтус Вишвамбхар, никогда не интересовавшийся науками, вдруг стал учителем в школе… Вполне может быть что отнюдь не профессиональное призвание потянуло его в школу для мальчиков.

Известно, что его будущий духовный учитель Ишвара Пури приехал к нему прямо домой и какое-то время гостил у него. После уезда Ишвары Пури Вишвамбхар вдруг решает уехать на заработки, имея, как я уже писал, прекрасную работу школьного учителя. Возможно после Ишвара Пури у него начались проблемы с женой и если так и было, то они быстро закончились, так как Лакшми внезапно скончалась сразу после того как Вишвамбхар уехал на свои странные “заработки”.

Вскоре его мать Сачи находит ему вторую жену- Вишнуприю. Вишвамбхар не хотел жениться во второй раз, но сделал это ради своей матери. Но и с Вишнуприей у него тоже ничего не получилось. И что предпринимает Вишвамбхар далее? Он уезжает в Гаю, якобы чтобы почтить память своего усопшего отца и “случайно” встречается в Гае со своим учителем Ишварой Пури!

И что же происходит дальше?

Приехав в Гаю в конце 1508 года, он остаётся с Ишварой Пури в его доме аж до начала 1510! В возрасте 24-х лет он возвращается домой, в принципе, чтобы попрощаться, полностью готовый отречься от мира. Почему у Чаитаньи были проблемы с половой самоидентификацией и зачем он пошёл на всё это, на эти женитьбы и “зароботки”? Дело в том, что на самом деле проблем у него не было, с самого детства девочки его не привлекали, просто в Индии по обычаю заведено женить детей в раннем возрасте и всё организовывается родителями без участия их детей. У Вишвамбхара просто не было выбора.

Проблемы с самоидентификацией

Ситуация с Гададхарой Пандитом и его экстравагантных выходов в женских сари не единственное описание проблем с самоидентификацией в окружении Чаитаньи.

Так, Дивакара Даса (Dibakara Das, Divakara Dasa) в биографическом произведении “Джаганнатха Чаритамрита” (Jagannatha Charitamrita) о жизни Джаганнатхи Даса (Jagannatha Dasa) – одного из ближайших учеников Чаитаньи и известного поэта Ориссы, пишет что Джаганнатха Даса одевался как женщина, имитировал чувства Радхи и, благодаря своим оккультным способностям, однажды даже превратился в женщину после того как другие последователи Чаитаньи приревновали Чаитанью к Джаганнатхе Дасу и ушли от него во Вриндаван, так как Чаитанья проводил с Джаганнатха Дасом дни и ночи напролёт. История взаимоотношений Чаитаньи и Джаганнатха даса довольно интересная и заслуживает внимания.

Встреча Господа Чаитаньи с восемнадцатилетним Джаганнатхой случилось под деревом баньян в окрестностях храма Джаганнатхи в городе Джаганнатха Пури. Под деревом, Джаганнатха Дас воспевал “Бхагавата Пурану” и Чаитанья так привлёкся юным Джаганнатхой, что, как пишет Дивакара Даса, “он не мог даже сдвинуться с места из-за переполнявшей его любви” (“Jagannatha Charitamrita”, canto 2).

С тех пор Джаганнатха Дас на протяжении восьми лет всё время был рядом с Чаитаньей, “непрестанно служа ему”. Однажды Чаитанья спросил Джаганнатху, кем он был в прошлой жизни. Джаганнатха смущённо ответил Чаитанье: “Смею сообщить тебе, о мой господин, факты и так известные тебе. Время от времени я медитировал на Радху и Кришну. Я осознал что Радха и Кришна соблазняюще смотрели друг на друга.

От смеха Кришны появился ты, а от застенчевого смеха Радхи появился я. Ты появился в Кали-югу ради спасения грешников.” В ответ Чаитанья воскликнул: “Тогда ты частичная манифестация Шри Радхи- верховная цель любви Кришны! Только ценители могут познать сочность любви Радхи! Ты великолепен!” Затем сняв с себя оранжевую накидку и завязав её вокруг головы Джаганнатхи, Чаитанья сказал: “Ты изрёк великие слова, так что теперь ты будешь известен как “очень великий”- “Ати бада” (Аti bada).

После этого чаша терпения спутников Чаитаньи была переполнена и приревновав своего возлюбленного к Джаганнатхе дасу, выдвинули ему ультиматум двинуться в путь по другим святым местам оставив Джаганнатху Даса. Но Чаитанья наотрез отказался, сказав что “Все его чувства и желания уталяются Джаганнатхой и он никак не может его оставить” (“Jagannatha Charitamrita”, canto 3).

Тогда его последователи оставили его с Джаганнатхой Дасом, а сами ушли во Вриндаван. По пути во Вриндаван они сделали остановку в Джайпуре. В Джайпуре их настиг посланник Чаитаньи с просьбой Чаитаньи вернуться назад в Джаганнатха Пури, но обиженные последователи Чаитаньи отказались вернуться и продолжили свой путь во Вриндаван.

Джаганнатха дас после сожительства с Чаитаньей, вскоре организовал свою собственную секту “Ати Бада”, которая последователями Чаитаньи считалась еретической… Да, к сожалению даже и “божественная любовь” когда-то угасает… Интересно заметить, что Джаганнатха Дас из-за своей ориентации считал себя грешником, но верил что отношения с Чаитаньей спасут его…

В той же “Чаитанья Бхагавате” Ишвара Даса описывает ещё одну интересную историю о Нандини и Джангали (Nandini and Jangali), двух юношей, последователей Чаитаньи, которые одевались и жили как женщины, чтобы “взрастить в себе чувства пастушек гопи” (Iswara Dasa, “Chaitanya Bhagavata”, canto 64).

Заметьте, что молодые люди не только одевались как женщины, но и жили как женщины.

Мало того, там же Ишвара Даса сообщает, что в этом им помогала Сита, жена Адвайты- другого близкого последователя Чаитаньи! Что за этим стоит, можно только догадываться…

Случай с Джаганнатха Дасом не единственный в своём роде. Однажды гуляя в саду Ямешвар (Yamesvar Tota), Чаитанья услышал пение из “Гита Говинды”. Подумав что поёт юноша, Чаитанья, как сумашедший сорвался с места и побежал искать поющего.

Как одержимый, “Махапрабху” не останавливался даже перед кустами с колючкамии и на бегу прорывался сквозь них к своей поющей цели. Его последователь по имени Говинда, который сопровождал его, сумев словить его и остановить, сказал ему что поёт девушка а не юноша и Чаитанья сразу же пришёл в себя и окровавленый от колючек поблагодарил Говинду за то, что тот не дал ему встретиться с женщиной и оскверниться её присутствием (Ch. Ch. III. 13.85).

Очевидно, что Чаитанью Махапрабху привлекало не исполнение духовных песнопений, вернее не они сами, а сугубо исполнявшие их юноши, к которым Чаитанья был очень неравнодушен, судя по тому, что его не остановил даже кустарник с колючками, чего нельзя сказать о женщинах, к которым Махапрабху испытывал отвращение считая что те оскверняют его божественную суть.

Тут возникают вопросы:

Неужели само “Воплощение Кришны” не мог контролировать свои эмоции? Как сам Всевышний не смог увидеть, что поёт не юноша, а девушка? Как воплощение Бога мог иметь такое необосновано негативное отношение к женщинам? Как такое могло быть и как такой человек может быть примером для подрожания? А если и может, то для какой категории людей?

Неприязнь к женщинам у “воплощения Кришны” была поистине патологической.

Кто же такой Чаитанья Махапрабху?

История с юношей по имени Харидас наглядно повествует об этом: Однажды молодой Харидас в силу обстоятельств вынужден был заговорить с одной женщиной. Узнав об этом, Чаитанья пришёл в ярость и изгнал его из своего окружения. Харидас не смог вынести такого поворота событий и покончил с собой.

Говорится, что после этого случая последователи Чаитаньи, которые были все исключительно мужского пола, перестали разговаривать с женщинами даже во сне! (Ch. Ch. III.2.144)

Ситуацию об однополом влечении Чаитаньи и его проблематичном отношении к женщинам осознавали его ближайшие спутники, в том числе и его покровители из дворца Алладина Хуссейна Шаха, которые помогали продвигать его в массы. Поэтому, чтобы сгладить ситуацию, очевидно, было принято решение сделать Чаитанью Махапрабху воплощением не только Кришны но одновременно и Радхи.

Так Чаитанья стал “Кришной по духу но Радхой по образу” и был “переполнен её чувствами” [в разлуке с Кришной] (“Radha bhava dyuty subalita Krishna svarupa”- Санатана Госвами). Эту идею описывает Кришнадас Кавирадж в своём произведении “Говинда Лиламрита” (Krishnads Kaviraj, “Govinda Lilamrita”), приводя эту фразу изначально изречённую Санатаной Госвами. “Махапрабху” (значит “Великий господин”), действительно позировал в образе Радхи, переодевавшись в женскую одежду. Об этом говорится в “Чаитанья Чандродая” (Chaitanya Chandrodaya, III. 10), Адвайта при этом наряжался “Кришной”.

Чаитанья был миловидным на лицо юношей с белой кожей, поэтому с возникновением этой теории в глазах недалёких шудр и неприкасаемых, среди которых орудовали Чаитанья и его приближённые, всё стало на свои места и его женоподобная внешность и поведение, и его влечение к юношам, якобы напоминающим ему (то есть ей) Кришну.

Рагхунатха Дас Госвами тоже намекает на то, что Чаитанья является одновременно воплощением Радхи и Кришны в начале своей поэмы “Stavakalpataru”. Но почему он только намекает об этом а не говорит прямо? Возможно потому что сам Рагхунатха понимал абсурдность этой идеи и не желал развивать её по нескольким причинам.

Во – первых никогда до этого история Индии не знала таких вот “двойных воплощений” в одном теле.

Во- вторых в Индии существуют понятия “Аватар” и “Вибхути”: Аватар это полное воплощение божественного присутствия (Бога) а вибхути – его частичное воплощение. Чаитанья не мог быть аватором Кришны, потому что аварар не может быть воплощением воплощения, так как Кришна сам был воплощением, аватором бога Вишну, что является общеизвестным фактом в индуизме.

Чаитанья не может даже считаться вибхути, как частичными воплощениями Кришны и Радхи, так как о двойных частичных воплощениях тоже раньше не было известно. Утверждение, что Чаитанья был полным воплощением Радхи и Кришны – это полный абсурд и может утверждаться только полными невеждами.

Вся эта глупость появилась только после завоевания Индии мусульманами, когда за интерпретацию древних священных писаний и составление новых взялись все кому не лень, в том числе и низкорождённые спутники Чаитаньи.

(с)Волшебный глаз Шакуни (Ведизм События Аналитика)