(Таттва самаса сутра вритти)

Хвала великому мудрецу Капиле, который [уже] с рождения в [период] начального миропроявления постиг 25 начал.

Теперь мы разъясним сутры санкхьи, [составляющие] перечень мировых начал.

[Как-то] здесь, [на земле], один брахман, отягощенный тремя страданиями, пришел к учителю санкхьи, великому риши Капиле, искать прибежища. Указав свой род, имя, семью и цель – [получение] наставления – [он] спросил:

“Господин! Что здесь высшее? Что истинное? Что мне сделать, дабы исполнить [свое] предназначение?”. Капила ответил: “Скажу:

(1) 8 модифицируемых [начал]; (2) 16 модификаций; (3) Пуруша; (4) триада гущ (5) “развертывание”; (6) “свертывание”;

(7) относящееся к внутреннему, внешнему и божественному; (8) 5 функций интеллекта; (9) 5 источников действия; (10) 5 пран;

(11) 5 сущностей действия; (12) “пятичленное” незнание; (13) 28 неспособностей; (14) 9 видов удовлетворенности; (15) 8 достижений; (16) 10 основных предметов учения; (17) “благосклонное” миропроявление; (18) 14-видовое миропроявление живых существ; (19) 3-видовое миропроявление материальных элементов; (20) 3-видовое закабаление; (21) 3-видовое освобождение; (22) 3 источника знания; (23) 3 страдания”.

Так поэтапно [раскрывается] истина. Познав [все] это Должным образом, [человек] осуществляет [свое] предназначение и больше тремя страданиями не порабощается. Таковы сутры санкхьи, [составляющие] перечень мировых начал. Каковы же 8 модифицируемых [начал]? Ответ: Непроявленное, Интеллект, Эготизм, 5 танматр – вот 8 модифицируемых [начал].

Теперь о Непроявленном. Если в этом мире горшки, ткани, вазы, кровати и прочие [вещи существуют] в проявленном состоянии, то Непроявленное не проявляется – не фиксируется слухом и прочими индриями – таков смысл. Потому что [у него] нет начала, середины и конца и [оно] состоит из частей.

Неслышимое, неосязаемое, бесформенное, неуничтожимое, вечное, лишенное вкуса и запаха, Лишенное начала и середины, превышающее великое, прочное – так характеризуют Прадхану мудрые.

Тонкое, лишенное знаков, без начала и без конца, обладающее способностью порождения, не состоящее из частей, единственное как всеобщее – таково Непроявленное. У [слова] “Непроявленное” следующие синонимы: “Непроявленное”, “Прадхана”, “Брахман”, “Город”, “Прочное”, “Множественное”, “Непреходящее”, “Поле”, “Тьма”, “Порож-дающее”.

А что такое Интеллект?

Ответ: интеллект – это решение, то, посредством чего [дается] определение о таких вещах, как корова и т. п.: “это есть то, а не другое”, “это корова – не лошадь”, “это столб – не человек”. Вот что такое интеллект. У этого интеллекта 8 форм: добродетель, знание, индифферентность, могущество [и противоположные этим]. При этом добродетель – противоположность недобродетели, то, что предписано в шрути и смрити, не противоречит поведению знающих и имеет [своим] знаком благополучие.

Знание – противоположность не-знанию, постижение [природы] начал мира, диспозиций сознания, материальных эле-ментов. Равнодушие – противоположность неравнодушию, непривязанность к объектам чувств, начиная со звука. Могущество – противоположность не-могуществу, это 8 свойств начиная с атомарности.

Таковы 4 саттвичные [формы интеллекта]. Недобродетель, незнание, неравнодушие, немогущество [составляют противоположности названным]. Недобродетель – противоположность добродетели, то, что несовместимо со шрути и смрити и с поведением знающих и имеет [своим] знаком неблагополучие. Не-знание – противоположность знанию, непостижение [природы] начал мира, диспозиций сознания, материальных элементов. Не-равнодушие – противоположность равнодушию, пристрастие к объектам, начиная со звука. Немогущество – противоположность могуществу, неспособность к [достижению] атомарности и прочего.

Таковы 4 тамасичные [формы интеллекта]. При этом посредством добродетели как действующей причины [осуществляется] “восхождение”, посредством знания – освобождение, посредством равнодушия – погружение в Пракрити, посредством могущества – беспрепятственное продвижение [во всем мире]. Так описывается интеллект в 8 формах. У [слова] “интеллект” следующие синонимы: “Ум”, “Мысль”, “Великий”, “Брахман”, “Знание”, “Мудрость”, “Шрути”, “Твердость”, “Последовательность мыслей”, “Память”, “Медитация”.

Затем [брахман] спросил: “А что такое Эготизм?”

Ответ: Эготизм – это примысливание себя:

Я – в звуке, я – в осязании, я – в форме, я – во вкусе, Я – в запахе, я – господин, я – богатый, я – владыка, Я – вкуситель, я добродетелен; мною сраженный, он убит, Я [сам] буду убит многочисленными врагами и так далее.

Это примысливание себя и есть эготизм. У [слова] “Эготизм” следующие синонимы: “Эготизм”, “Изменчивый”, “Пламенный”, “Первоэлемент”, “С выводом”, “Без вывода”6.

Затем [брахман] спросил: А что такое 5 танматр? Ответ: 5 танматр – это то, что следует за Эготизмом. Танматра звука, танматра осязаемости, танматра формы, танматра вкуса, танматра запаха – вот 5 танматр. При этом танматры звука воспринимаются только посредством [конкретных] звуков. Через дифференциацию звука воспринимаются такие [его разновидности], как высокий, низкий, смешанный, дрожащий, а также “рожденный от шести”, “бык”, “гандхара”, “срединный”, “пятый”, “шестой”, “бескастовый”. Но отсюда не следует, что подобное [различие] и в танматре звука. Далее, танматры осязаемости воспринимаются только через посредство [конкретных] осязаний.

Воспринимаются такие различные прикосновения, как мягкое, твердое, шероховатое, скользкое, холодное, горячее. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре осязаемости. Танматры формы воспринимаются только через посредство [конкретных] форм. Так воспринимаются белое, черное, зеленое, желтое и прочие конкретные цвета. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре цвета. Также и танматры вкуса воспринимаются только через посредство [конкретных] вкусов.

При этом воспринимаются острый, горький, вяжущий, щелочной, сладкий, кислый, соленый и прочие конкретные вкусы. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре вкуса. Наконец, танматры запаха воспринимаются только через посредство [конкретных] запахов. При этом воспринимаются два различных запаха – благовонный и неблаговонный. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре запаха. Так рассмотрены 5 танматр. Теперь, синонимы [слова “танматры” следующие:] “танматры”, “недифференцированные”, “породители материальных элементов”, “невкушаемые”, “атомы”, “лишенные спокойствия, устранения, омрачения”8.

Так были разъяснены 8 модифицируемых [начал], обозначаемые как Непроявленное, Интеллект, Эготизм, танматры. Но почему они модифицируемые? Потому что производят [другие начала].

(2) Каковы же теперь 16 модификаций?

Ответ: 11 индрий и 5 материальных элементов – вот 16 модификаций.

Теперь объяснение относительно индрий. Ухо, кожа, глаза, язык, нос – таковы 5 индрий восприятия. Ухо “берет” свой объект – звук, кожа – объект осязания, язык – объект вкуса, нос – объект запаха. Индрий действия – гортань, руки, ноги, органы испражнения и размножения – осуществляют соответствующие действия. При этом органы речи производят речь, руки выполняют работу, ноги ходят, орган испражнения [извергает] экскремент, орган размножения [приносит] наслаждение. Ум, природа которого двойственна, осуществляет и свои [собственные] функции – решения и сомнения. Так объяснены 11 индрий. Вот их синонимы: “индрий”, “инструменты”, “изменяющиеся”, “отверстия”, “оп-ределенные”, “знаки”, “установленные”, “тонкие”, “чувства”.

А что такое 5 материальных элементов?

Ответ: земля, вода, огонь, ветер, пространство – вот материальные элементы. Земля помогает другим четырем [элементам], осуществляя функцию поддержания [всего]; вода помогает другим четырем, осуществляя функцию соединения; огонь помогает другим четырем, осуществляя функцию варения; ветер помогает другим четырем, осуществляя функцию перемещения; пространство помогает другим четырем, обеспечивая [все] место-нахождением.

У земли 5 качеств: звук, осязаемость, форма, вкус, запах.

У воды 4 качества: звук, осязаемость, форма, вкус.

У огня 3 качества: звук, осязаемость, форма.

У ветра 2 качества: звук и осязаемость.

Пространство обладает 1 качеством – звуком.

Так разъяснены 5 материальных элементов. Теперь их синонимы: “элементы”, “дифференцированные элементы”, “модификации”, “формы”, “тонкие”, “протяженные”, “спокойные, волнующие, омрачающие”.

Таковы 16 модификаций.

(3) Затем [брахман] спросил: “А что такое Пуруша?”

Ответ: Пуруша – безначальный, тонкий, вездесущий, сознание, безгунный, вечный, созерцатель, “вкушающий”, бездействующий, “познающий поле”, незагрязненный, [ничего] не порождающий.

Далее спросил: “А почему [он] называется “Пуруша”?” “Пуруша” потому, что древний, потому, что лежит в “городе” и потому, что подобен главному жрецу.

Но почему [Пуруша] безначальный? Потому что у него нет ни начала, ни конца, ни середины. Почему тонкий? Потому что [у него] нет частей и потому что [он] за пределами [досягаемости] индрий. Почему вездесущий? Потому что все [для него] доступно и потому для него нет неба10. Почему сознание? Потому что испытывает [состояния] счастья, не счастья, омрачения. Почему безгунный? Потому что в нем отсутствуют и саттва, и раджас, и тамас. Почему вечный; Потому что у него нет причины и [он сам ничего] не производит. Почему созерцатель? Потому что фиксирует изменения Пракрити.

Почему “вкушающий”? Потому что вследствие своей “сознательности” различает счастье и несчастье Почему бездействующий? Ввиду индифферентности и отсутствия [в нем] гун. Почему “познающий поле”? Потому что познает гуны посредством “полей”. Почему незагрязненный? Потому что у этого Пуруши отсутствуют благие и неблагие действия. Почему [ничего] не порождающий? Потому что ничего не порождает, ввиду отсутствия [в нем] семени – таков смысл. Так объясняется Пуруша по санкхье. Вот его синонимы: “Пуруша”, “Атман”, “Муж”, “Имеющий свойства мужа”, “Изобильный”, “Живая душа”, “Знаток поля”, “Человек”, “Мудрец”, “Брахман”, “Неуничтожимый”, “Жизненный ветер”, “Нерожденный”, “Который”, “Кто?”, “Тот”, “Этот”.

Так разъяснены эти 25 начал [санкхьи]: 8 модифицируемых начал, 16 модификаций и Пуруша.

Знаток 25 начал удовлетворен на любой стадии жизни, Со сплетенными волосами, бритый или с хохолком, [он] освободится, в том нет сомнения.

Тогда [брахман] спросил: “Так Пуруша деятель или недеятель?”

[Ответ]: Если бы Пуруша был деятелем, то совершал бы [только] благие поступки. Но в мире наблюдаются три рода действий. Так не утверждается ли, что Пуруша – создатель [трех] гун?

То, что выражается в добродетели, удовольствии, воздержании, контроле, правильном суждении, В знании, могуществе, равнодушии, просветленности – саттвичный образ действия. Страсть, гнев, алчность, осуждение, чрезмерная жестокость, неудовлетворенность и Свирепость до изменения облика объявлены раджасичным образом действия. Небрежность, опьянение, уныние, неверие, привязанность к женщинам, сонливость, Расслабленность, жестокость, нечистота – вот тамасичный образ действия.

Наблюдая в мире эту триаду действий, [мы можем считать,] что активность гун установлена, равно как и бездейственность Пуруши.

В связи с этими происходящими от Пракрита гунами, По причине раджаса и тамаса и искаженного видения “Я делаю” – примысливает себя [ко всему] неразумный, Неспособный [сам] даже согнуть травинку.

“Все это сделано мною”, “Это – мое” – рассуждая так, по причине [действия начала] примысливания себя, неразумный, безумный становится как бы действующим. Как сказано:

Действия производятся по порядку гунами Пракрита, Атман, ослепленный Эготизмом, думает: “Я – деятель”. Безначальный и безгунный, неизменный высший Атман, Даже пребывая в теле, о сын Кунти, не действует и не “вяжется”. Также: Именно Пракрита всячески осуществляет действия – Кто видит Атмана бездействующим, тот [действительно] видит.

Спрашивается также: Пуруша один или [их] много? На это ответ: множественность Пуруши [следует] из разнообразия в [распределенности] счастья, несчастья и омрачения, смешения и чистоты, “остроты” [чувств], рождений, смертей и “инструментария”, а также из различий миров, стадий жизни и варн.

Если бы Пуруша был один, то при счастье одного все были бы счастливы, при несчастье одного – несчастны, при “остроте” чувств у одного они у всех были бы “острыми”, при рождении одного рождались бы все, а со смертью одного все умирали бы. Но такого нет, следовательно, множественность Пуруши установлена. Также ввиду разнообразия в форме, происхождении, судьбе, образе жизни, общении, теле.

Так учители санкхьи начиная с Капилы, Асури, Панча-Щикхи и Патанджали7 характеризуют множественность Пуруши. А учители веданты, начиная с Харихары, Хираньягарбхи, Вьясы, характеризуют Атмана как единого.

Почему же? В этой связи [они] приводят [следующие стихи]:

Пуруша поистине все это – что было и что будет,

Господин бессмертия – то, что возвышается над всем.

То Агни, то Адитья, то Вайю, то Чандрамас,

То Шукла, то Брахман, то воды, то Праджапати,

То истина и напиток бессмертия, то освобождение, путь,

То непреходящее, то блеск Савитара,

То, выше чего, высшего, нет ничего.

То, моложе и старше чего ничего нет, пребывает, прочное как дерево, в небе единое. Этим Пурушей заполнено все:

Имеющий везде руки, ноги, везде глаза, головы, лица, Везде уши, пребывает в мире, охватив все. Принимая видимость всех индрий и свойств, будучи лишен их, Владыка и господин всего, великое прибежище всего, Всецелое [единство] всех начал, Атман всего, источник всего, То, во что все “растворяется”, – его мудрые знают как Брахму. Один ведь Атман живых существ в многообразных телах, Подобно тому как одна луна представляется множественной в воде.

Ведь он во всех существах – недвижимых и подвижных – „Живет один, великий Ат-ман, которым все это “распространено”.

Это один Атман [всех] миров, единым создано многообразие. [Иные] говорят о различии в Атмане – в связи со знанием и т. п. Но в брахмане, черве, насекомом, неприкасаемом, собаке, слоне, В скоте, корове, моските одно и то же видят знающие. Подобно тому как одна нитка проходит через золото, но также через жемчуг, камни, коралл, глиняные бусы или серебро, Так и в коровах, людях, слонах, диких зверях и прочем Распознается один вездесущий Атман, “распределенный” везде. (4) Затем [брахман] спросил: “А что такое триада гун?”

Ответ: Триада гун – это саттва, раджас и тамас, три гуны. Саттва, [проявляющаяся] в бесчисленных явлениях и характеризуемая как спокойствие, легкость, чистота, соединение, удовольствие, удовлетворенность, терпение, довольство и т. д., кратко выражается в счастье. Раджас, [проявляющийся] в бесчисленном и характеризуемый как печаль, расстройство, потливость, паралич, волнение, гнев, самомнение и т. п., кратко выражается в несчастье. Тамас, [проявляющийся] в бесчисленном и характеризуемый как сокрытие, “завертывание”, страх, униженность, тяжесть, сонливость, расслабленность, небрежность и т. п., кратко заключается в омрачении. Так объяснена триада гун.

Саттву следует знать как освещающую, раджас – как побудителя, тамас как непроницаемого – вот что называется триадой гун.

(5-6). Затем [брахман] спросил: “А что такое “развертывание” и “свертывание”?”

Ответ: “Развертывание” – это возникновение, “свертывание” – это абсорбация. Воз-никновение при этом (осуществляется следующим образом): из рассмотренного выше Не-проявленного, управляемого иным [по отношению к нему] и вездесущим Пурушей, возникает Интеллект, имеющий 8 свойств. Из Интеллекта – Эготизм, который трех видов:

“Изменяющий”, “Пламенный”, “Первоэлемент”. Из Эготизма “Изменяющегося” – индрий, из “Первоэлемента” – танматры, из “Пламенного” – и то и другое. Из танматр, [в свою очередь], – элементы. Таково “развертывание”. “Свертывание” же [происходит], когда материальные элементы “растворяются” в танматрах, танматры и индрий – в Эготизме, Эготизм – в Интеллекте, Интеллект – в Непроявленном. Непроявленное же не “растворяется” ни в чем. Почему? Потому что [оно] ничем не произведено. И Пракрита и Пурушу знай как вечные. Так объяснено “растворение”.