Теперь, объяснив две основные Тара садханы, подробнее остановимся  на взаимосвязи ведической и тантрической систем.

Существует два способа включения тантры в ведические системы:

  1. по форме божества
  2. по метрической форме

Давайте начнем с  Тара Ма и формы божества.

Тара Ма также известна как Ниласарасвати, синяя гневная форма ведической богини Сарасвати, и следующий ритуал, который будет подробно описан, посвящён садхане Ниласарасати. В Ригведе, (конкретно в стихе РВ 1.164.41), она также упоминается как «Pashyanthi Vak»  среди десяти Маха Видий.

Прежде чем перейти к переводам и деталям, рассмотрим подробнее существующие три формы общения. Это вайкхари, пашьянти и пара (т.е. здесь мы просто рассматриваем мадхьяма как форму вайкхари в более утонченной форме, а не как отдельную категорию).

Обычно люди используют форму общения вайкхари, при этом слова слышны нам благодаря трению и направлению воздуха. Но пара является высшей формой общения. Только просветлённые души и риши используют этот способ общения. Веды так же были услышаны разными Риши именно благодаря этой форме общения – пара, когда не слова сообщаются, а только идея, замысел.

Богиня Сарасвати, богиня Видьи и языка существует во всех трех формах и называется Тара в форме «Pashyanthi  Vak». Pashyanthi является той точкой, где ум просто производит слог без каких-либо визуальных или внешних средств. Таким образом, Тара Ма – это та форма Сарасвати, в которой сливаются и растворяются все слоги, и только существование всего находится на тонком уровне. Так Она там, где слово начинается и где оно заканчивается, космический источник.

Теперь давайте вернёмся к стиху Ригведы (РВ 1.164.41), который гласит:

Gaurirmimaya salilani takshatyekapadi dwipadi са chatushpadi

Ashtapadi navapadi babhuvushi sahasrakshara parame vyoman ||

(Шабда Брахма, который в форме ВАК рупа, проявляется в божественном небе как один, два, четыре, восемь, и девять форм слова в верном созвучии в тысяче букв или слов)

Толкование этого следующее:

(Шабда Брахма проявляется в космическом небе как звуковая форма слова. Теперь из одной формы Ма проявляется Ом – изначальный звук и аджна чакра биджа (акаша татва). Образуется двойственность как звукового синонима мужского и женского начал (шабда и бинду), далее формируются четыре элементарных семени из 4 оставшихся элементов с пятым из них акаша (кула – акула – чакра) и восемь варг и девять чакр, или энергетических центров, со слогами, соответствующими им (шесть общеизвестных чакр + 3 тайные чакры (Golatha, Lalatha and Lalana (которые можно понять только когда поднимается Кундалини)). Различные сочетания этих слогов образуют тысячи и тысячи слов в физическом мире).

Как уже упоминалось ранее, Тара Ма является началом как космическая сила, Она проявляется в виде слова на тонком уровне, база для вайкхари. Если мы рассмотрим различные слоги в вышеуказанном контексте, то сможем обнаружить, что весь санскритский алфавит составляет основу для всего общения, как на вайхари, так и на пашьянти.

Таким образом эволюции Шакти хорошо и подробно объяснена в этом гимне РигВеды. Существование как единство, затем разделяется в космическом пространстве на две биджи – пуруши и пракрити, затем оставшиеся панча бхуты в форме бидж образуются в космическом пространстве.

Затем эти панча бхуты проявляется вместе с восемью варгами в Тара Янтру в космическом пространстве. Основная Тара Янтра сама по себе пентаграмма с бинду в центре. Верхний треугольник и нижний треугольник символизируют мужчину и женщину.

Эта янтра является элементарной и она сама по себе является божеством в первичной форе распознаваемого существования. Эту же янтру представляет собой  организм человека в ограниченных рамках и проявлениях в различных энергетических центров. Таким образом, всё это относится к созданию космического звука и индивидуальных звуков на микрокосмическом и макрокосмическом уровне.

Как же эти слоги несут в себе силу на таких уровнях творения?

Это можно объяснить на основе так называемой Биджаврикша Ньяя, когда всё целое дерево осмысливают как семя. Но нужно понимать, что биджа на космическом уровне гораздо сложнее и комплекснее, чем наша аналогия семени и дерева. Она обладает способностью сочетать и создавать новые уровни осознания и существования. Подобно тому, как мы создаём новые слова из букв, с помощью бидж, смешанных и произнесённых определенным образом, можно обрести благо.

Веды рассматривают использование космических бидж, или особое сочетание букв или слов, в своих суктах на основе этой логики. Каждый тантрический и ведический священные гимны имеют своего риши, свою метрику (так называемый стихотворный размер) и свою девату. Именно понимая эту взаимосвязь, можно увидеть слияние тантры и веды.

Сейчас важно будет понять значение стихотворной метрики прежде, чем переходить далее к другим сложным аспектам.

Для понимания рассмотрим это на основе текстов Айтареи и Каушитаки брахманов Риг Веды. Важность стихотворной метрики и взаимосвязь с желаемым благом объясняется, ссылаясь на Adhayaya-1 об освящении жертвоприношения, который является подразделом в основах жертвоприношения Сомы.

Священные гимны в метрике Gayatri должны быть использованы теми, кто желает блеска и великолепия; в метрике Usnih теми, кто жаждет жить; в размере Anustubh теми, кто желает достичь неба;  в размере двух Anushtubhs, 64 слогов, которые желают три мира в 21-кратном размере (здесь без объяснения подробностей, поскольку это тема долгих дискуссий, которые идут от самого вида гимнов); Brhati гимны для тех, кто желает процветания и славы; гимны в метрике Pankti для тех, кто желает  жертвы в пятикратном размере (опять же это большая тема сама по себе, объяснение ограничивается); гимны в размере Trishtubh для тех, кто желает власти, влияние и силу; Jagati гимны для тех, кто желает обретения крупного рогатого скота и т. д. На этом приведённый список  ограничим, так как это само по себе является темой для широкого обсуждения.

Далее божества также имеют формы, которые проявляют различные воздействия. Например, возьмём Агни гимн как Агни Gayatri и гимн в метрике Trishtubh будет имеет различные проявления. Таким образом, природа одной и той же Деваты способна варьироваться в зависимости от интонаций и слогов.

Тантрические же боги не так наглядны, поэтому нет и никаких гимнов. Они кодифицированы как ограниченные проявления ведических экспансивных сил, которые более наглядны и имеют широкое значение. Однако их прайога имеет своих Риши, chandas и Деваты. Также нужно отметить, что эти прайоги менее сложны по сравнению с soma yaga
или ашвамедха из-за своей ограниченной сферы.

Возьмем пример рассмотренных гимнов Tara Panchakshari и Tara Trijada. Оба они находятся в метрической системе Brhati. Теперь обратимся к приведённому выше описанию благ, соответствующей этой метрике.

В большинстве случаев, результатом будет  достижение процветания, успеха, славы, выгоды.


ДАЛЕЕ: 10. Ньяса в Ведах и Тантре