Этот термин обычно трактуется как покаяние и аскетическая практика, например пост чатур масья, сидение между пяти огней (панчагнитапах) и т.п.

Но у этого понятия есть и более широкое значение, включающее три вида тапаса: шарира (телесный), вачика (связанный с речью) и манаса (умственный).

К первому относятся внешние формы религиозной практики, почтительное отношение и оказание помощи гуру, брахманам и мудрецам (праджна), телесная чистота, воздержание, непритязательность и непричинение вреда другим существам (ахимса).

Ко второму виду тапаса относятся правдивость, приятная речь и изучение Вед. Ментальный тапас подразумевает сдержанность, чистоту помыслов, спокойствие и молчание.

Каждый из этих видов тапаса может быть саттвика, раджас и ка и тамасика. Саттвика совершается с верой и бескорыстно, раджасика – ради вознаграждения или из гордыни, чтобы заслужить уважение окружающих, и, наконец, тамасика делается неосознанно или для нанесения кому либо вреда.

Примером тому служит садхана тантрика шаткармы [Шанти, вашикарана, стамбхана, видвешана, уччатана и марана. См.: «Индра джала видью» Камартха Нагабхатты, «Шаткармадипику» Шри Кришна Видьявагиша Бхаттачарии, «Сидцхайогешвари тантру» Сиддханагарджуны, «Какшапута», «Пхеткарини» и др. тантры], если она преследует дурную цель (абхичара).


ДАЛЕЕ: 29. Джапа