Бхайрава сказал:

1-4. Теперь поведаю об обряде адхиваса, как он был (описан мною) ранее. С умиротворенным умом (его следует выполнять), очистив себя водой, умастив тело пеплом. Так следует выполнять обряды. Тело при этом, одетое или обнаженное, украшается мудрами и украшениями, умащается пеплом, обвивается священным шнуром(?). Одетым в божественные одеяния, украшенным в цветочный венец, умиротворенным и сосредоточенным, умащенным благовониями, курениями, сандалом и бетелем, следует предстать в воротах жертвоприношения.

5. Затем, поднося цветы, следует почтить владыку ворот посредством слога ХУМ ПХАТ и звуком хлопка ладоней.

6-7. Посредством соединения внешней и внутренней стороны ладоней совершается изгнание препятствий: путем соединения внешних поверхностей ладони, уничтожаются (препятствия), находящиеся на земле, а путем соединения внутренних поверхностей уничтожаются (препятствия), находящиеся в антарикше. (Совершая очищение) божественными мантрами, отдельно следует уничтожить (препятствия) самому жертвоприношению. Следует выполнить ограждение вокруг (жертвенника), как и ранее, с помощью астра (мантры).

8-12. Броней в форме майа (биджи) следует (оградить) место жертвоприношения. Затем, сев с южной стороны, о Прекрасноликая, следует совершить, как и ранее, ньясу рук, обряд сжигания (дахана), очищение, омывание, и завершение (апатьяяна) и сакаликарну. Затем, внутри тела, как было описано ранее, следует совершить мысленное жертвоприношение. (Во время его созерцаются) Адхара шакти, Ананта, выше стоп – Дхарма и т.д., в других частях тела – адхарма и прочее, в суставах – килаки. Сверху и снизу венчика лотоса, лотосы и шакти, мандалы и владыки мандал, вплоть до Шивы, затем следует поднести асану в изначальной форме дхрувы (ОМ).

13. Следует созерцать Бога в Образе Брахмана, (в форме) распространения кала, в три сущности, девять сущностей, тридцать два слога, и восемь Бхайрав.

14. Части тела видьи, затем Кшурика Дэви, три глаза, три Шакти, и высшего Бога, наполняющего шесть частей тела.

15. Мудры, мантры и компоненты (жертвоприношения) следует приготовить. Следует выполнить санкальпу, согласно ньяе и согласно йоге.

16-23. Затем следует разместить по лепесткам по порядку, как они располагаются, Садьоджату, Ваму, Агхору, Пурушу и Ишу. Затем (разместить их) в пяти частях (тела), начиная с сердца, по пяти направлениям и промежуточным направлениям, начиная с востока и заканчивая северо-востоком. Снаружи (размещается) окружение Бхайравы, Локапалы и оружие, начиная с востока и заканчивая северо-востоком.

Локапалы, оружие, восьмерка Бхайрав, пять Брахм и их части тела – таково окружение. Следует произносить по порядку (их мантры), вплоть до их могущественного источника.

Таково размещение мантр, теперь выслушай парамикарану.

Следует произносить божественную мантру, содержащую краткую, долгую, и растянутую (гласные), и произносить до тех пор, пока не достигнется нирвана (шакти).

Ниже Шакти и выше, посреди солнца и луны, по серединному пути, пути пингалы, по порядку произнесения варны, следует пронзить всех пять деват, и Шакти, Вьяпини, самана, Унмани, и вплоть до самого конца, недвижимого, всеохватывающего (состояния) унмана.

24. Его присутствие, в порядке анулома, следует поместить в лотос сердца. Оно есть, о Дэви, проникающее во все авараны.

25. Благодаря ему они все существуют и наделяют плодами всех желаний. Согласно их внутренней сущности, мной описаны их цвета.

26-27. Также они быть задействованы в ментальном (поклонении) благодаря уму. В венчике помещается Бхайрава в состоянии двойственности, сияющий как чистый горный хрусталь, украшенный всеми мантрами. В нем – Высшее постижение, невыразимое и несравненное.

28. Там, где нет состояния двойственности, где не используются мантры и прочее, (где) растворяются слог ОМ, нада и бинду – туда следует направиться.

29-30. Познав это трудно достижимое место, (человек) не родится вновь никогда. У него нет начала, нет основания, нет направлений, нет также промежуточных направлений, нет звука, нет пространства. Созерцая его так, (человек) обретет Освобождение. Первым (выполняется) мысленное жертвоприношение, затем (жертвоприношение) с атрибутами.

31-33. Кто постоянно совершает жертвоприношение как (его научил) ачарья, в собственных ладонях, в жертвеннике, в линге, мандале, в сосуде, в воде, в огне, обретет непосредственный плод дикши (посвящения). Тот, кто не совершив мысленное жертвоприношение, приступает к другому жертвоприношению, тот не является Шивой, и не считается предназначенным к Освобождению. При выполнении жертвоприношения в собственном (теле), происходит очищение тела.

34. В него следует поместить учителя вместе с Шивой, совершив мысленное самосожжение, как было сказано.

35-38. Познав, что наставник (ачарья) есть сам Шива, уничтожающий оковы, в каком бы месте он не пребывал, выполняя обряд Шивы, он освободится от (греха) убийства брахмана, что говорить, о том, что он достигнет Шиватвы? Пребывая повсюду, вовлеченный в объекты, но, выполнив единожды пуджу, он достигнет освобождения, что говорить о том, кто совершает это изо дня в день? Выполнив прежде это правило по обряду тантр, можно приступить по желанию (к почитанию) других учителей и других тантр, и это принесет множество совершенств (сиддхи), и исполнения множества желаний.

39. Он обретет йога сиддхи и непременно достигнет Освобождения, которое неведомо даже Садашиве, богам, асурам и прочим.

40. Выполнив таким образом мысленное жертвоприношение, следует совершить внешнее, обратив взор, действие и внимание на компоненты (жертвоприношения).

41-44. Белый сандал, камфару, прекрасные курения, белые одежды, цветы, божественные благовония, кунжут, рис и масло, на возвышении сосуд Шивы с листьями манго и дарбхой, мел, ножницы, веревку для связывания пашу, поленья и ограждающие поленья, топливо, дантакаштху, прекрасное возвышение, срук и сруву, рис, молоко и прочее в множестве – (все) это следует окропить с астра (биджей) водой, подносимой из сосуда аргхьи.

45-46. Следует почитать этот сосуд с кавача и авагунтха мудрой и пранавой, затем наполнить его восемью составляющими (аргхьи) о Прекрасноликая! (Это) вода, молоко, цветы, куша, зерна горчицы, рис. Окропив всю асану с пранавой, следует поместить туда мурти, о, Возлюбленная!

47. Следует по порядку почитать Бхайраву вместе с окружением благовониями, цветами, и курениями, а так же мантра сандханой, (описанной) ранее.

48-49. Размышляя о высшей Сущности, следует выполнить амритикарана (мудру). Следует приготовить три сосуда: для завершения, для обряда и сосуд с аргхьей для пашу. Приготовив их, следует приготовить «руку Шивы». Прежде всего, следует совершить очищение мантры и очищение нади.

50. Памятуя мула мантру, как шабда кута, пребывающую в середине сердца, горла, неба и межбровья, следует пронзить (ею) эти четыре места.

51. Следует, пребывая в центре между правым и левым (потоком), рассечь их пополам, ведя их к высшей двадашанте. (Это) воплощение мантры, находящейся в руке.

52. Следует при помощи вдоха и выдоха поместить Атман в сердце. Шивой это именуется очищением нади.

53. Следует созерцать Шиву, проникающего в образе мантры.

54. Взяв (траву) дарбха с астра (мантрой), следует произнести мантру семь раз, затем следует очистить сосуд панчагавьей и водой Шивы.

55. Следует с (астра мантрой) окропить его, с кавача и авагунтха (мудрами), затем с «дхрувой» (ОМ) следует приготовить круглую асану.

56. На нее следует поместить сосуд и поднести ему навоз, другие отдельно стоящие сосуды кропятся водой Шивы, с астра (мантрой).

57. Навоз (заменяет) хридая мантра, коровью мочу и простоквашу ширас, молоко хикха и варма (кавача), масло – астра (биджа) и вода, (кропящаяся) с травы куша.

58-61. Затем следует освятить (сосуд) дхамой (т.е. мула мантрой), используя навоз и прочее. Начиная с востока от сосуда производится освящение, используя навоз и собственные мантры. Затем следует освятить (его) используя мантры, начиная с сердца.

Представляя (посредством) пранавы бесконечный образ мурти, снаружи почитается окружение, с использованием частей дхамы (мула мантры). Почитая так сосуд, с выполнением мантра сандханы, амритикарны, созерцанием шивамриты, следует установить (сосуд). Взяв дарбху, освященную астра мантрой, следует выполнить расчерчивание (жертвенной площадки).

62-67. До тех пределов, до которых простирается земля на север и юг, до тех пределов следует созерцать чистый выдох, чье острие направлено вплоть до (города) Маджала. Затем следует наполнить (сосуд) жемчугом и прочим. Затем следует совершить самикарану (размещение) с астра (мантрой), с кавача (мудрой), затем сечану (купание), затем акотану (укрепление) с астра (мантрой), затем кропление и умащение с астра (мантрой), панчагавьей, благовониями и водой. При помощи астра мантры и воды Шивы следует освятить кираны (чашки с подношениями), пребывая с восточной стороны, следует поднести их сверху и снизу, созерцая их внутреннее существо. Следует поднести, (приношения) по возможности, с астра мантрой и прекрасной чамарой (хвостом яка) на северо-востоке и юго-западе, затем следует окропить (эти направления) благовонной водой и водой Шивы с панча гавьей.

68. С дхрувой (ОМ) призывается Шри, лотосорукая, прекрасноокая, осыпаемая белыми цветами, наделенная всеми благими признаками.

69-75. Темная, как синий лотос, оглядывающая дом жертвоприношения, занимающая место Брахмана, обращенная лицом на ворота, дающая благо.

Следует представить сосуд Шивы, почитая его благовониями, цветами и прочим. Поместив на северо-востоке мандалу, следует окропить ее водой Шивы и благовонной водой с астра мантрой.

Поднеся ананта асану и прочее, следует сверху на мандалу с дхрува (мантрой, ОМ) установить сосуд, свободный от всех недостатков, умащенный сандалом. Украсив его свастикой и прочим, следует наполнить его водой, с дурвой и горчичными семенами, украсить драпировкой и нитью. Наполнив его, следует со всех сторон закрыть его ветками манго, ашватхи, и прочими, в ее нутро помещаются целебные травы и драгоценности, вместе с сахадевой (травяным сбором). Взяв его, выполнив кавача и авагунтха (мудры) и окропив, памятуя мула мантру, следует поместить его на асану. Следует разместить в нем кала, адхвы, Бхайрав и прочих, символизируемых аргхьей и т.п.

76. Выполнив мудру, начиная с сердца, следует украсить его, почитая его в огне, лепестках и т.д., белыми одеждами, благовониями, цветами, павитрой и прочим.

77. С левой стороны от сосуда следует окропить мандалу водой Шивы с панча гавьей, и помесить сосуд с пранавой на асану.

78. Окропив водой Шивы возвышающуюся асану, наделенную благоприятными знаками, такими же, как и сосуд, следует поместить туда его.

79. Почтив его благовониями, цветами, павитрой и прочим, произнося последовательно (по десяти направлениям) астра (мантру), следует принести подставку для компонентов (жертвоприношения).

80. Для устранения (препятствий) из сосуда разбрасывается подношение последовательно (по сторонам света), затем следует поднять его над тем местом, где находится «угол Шивы» (т.е. северо-восток).

81. Учитель должен созерцать калашу как Бхайраву. Принеся подставки (для компонентов жертвоприношения), на них следует поместить их.

82-83. Затем следует поставить на возвышение, памятуя астра мантру, два сосуда для особой пуджи с благовониями, цветами и павитрой. Над обоими следует совершить очищение мантры и очищение нади, но прежде следует положить викары, возвышающиеся снизу.

84-85. Многочисленные биджи – оружие, располагаемые вокруг, начиная с ваджры и заканчивая тришулой, пронизывают все пространство жертвоприношения, пребывая сверху, снизу и по сторонам. Все эти виды оружия распространяются (вовне), как лучи.

86. По правую руку от ученика воздвигается оружие, ради защиты жертвоприношения его следует поместить в калашу.

87-89. Поднеся разнообразную найведью, склонившись, следует спросить позволения у Великого (Господа). «О Бхагаван! По твоей милости я приступаю к жертвоприношению, будь всегда рядом ради избавления от препятствий!» Получив дозволение и поднявшись, следует поднести аргхью из рук владыкам сторон света, произнося их собственные имена, начиная со слога ОМ и заканчивая на НАМАХ, почитая их усердно благовониями, цветами и павитрой.

90. Так следует почитать владык сторон света, начиная с Индры и заканчивая Анантой. Затем, в середине земли жертвоприношения, следует устроить мандалу.

91. Умастив ее вначале панчагавьей, затем водой с благовониями, окропив ее водой Шивы с астра мантрой, следует накрыть ее авагунтха мудрой.

92. На востоке от Брахма стханы, следует почитать Гуру, на северо-западе следует почитать по порядку благовониями, цветами и прочим Винаяку, о Дэви.

93-96. Затем, поклонившись и получив дозволение, следует выполнить созерцание. Затем в середине следует устроить йога питху. Способом, описанным ранее, о Прекрасноликая, следует почтить владыку Бхайраву, с тремя окружениями, с качествами, согласно (описанному в) его дхьяне, украшенного мудрами и драгоценностями. Затем следует выполнить очищение мантры, очищение нади и парамикарну, вместе с вьяпакой. Поднеся разнообразную найведью, следует показать мудру.

97-98. Распростершись и выполнив джапу, поднеся ее, согласно предыдущему правилу, следует поднести бали для умилостивления всех Матерей, бхутов, Владык бхутов и кшетрапалы со всех сторон. Затем следует омыться, вытереться, совершить ачаману, о Приверженная благим обетам!

99. Придя к агни кунде, (выполнив) очищение, как и ранее, следует почитать в ней Бхайраву, согласно указанному обряду

100. Следует выполнить подношение огню тысячу или сто раз, затем приготовить жертвенную пищу, взяв полный сосуд.

101. Окропив его водой Шивы, следует накрыть кавача и авангунтха (мудрами). Следует умастить его чанданой и прочим, и окурить приятной дхупой.

102. Следует обвязать горлышко нитью, представляющей оберег, о Приверженная благим обетам! Травой, представляющей сущность оружия, следует сделать мандалу, о Возлюбленная!

103. Окропив его водой Шивы, затем (накрыть) кавача и авагунтха (мудрами). В нем помещается асана (представляющая все состояния) от «этовости» (иданта) до Шивы.

104. Следует взять глиняный сосуд, представляющий мурти, в нем следует почитать по порядку, благовониями, цветами и прочим, пребывающего там Бхайраву, вместе с тремя окружениями.

105. Представляя в уме цветы, о Прекрасноликая, следует окропить сосуд с астра (мантрой) и почитать его также, как и жертвенную яму (кунду).

106-107. Затем сосуд следует поместить над огнем. Смешав в нем молоко, воду Шивы и рисовые зерна, следует медленно варить их, с (произнесением) мантры сто восемь раз. Перемещение, поднятие сосуда с прочее следует совершать с мула мантрой, о Владычица богов, с однонаправленным умом, и с астра мантрой. Хорошо проваренную, горячую (кашу) с маслом следует пожертвовать с ложки (Бхайраве) вместе с его частями трижды по три (раза). Сделав на земле мандалу, следует оградить ее пранава (мантрой).

110. Умастив сосуд маслом, следует жертвовать холодную кашу также шести частям тела Бхайравы.

111-112. Сделав мандалу вблизи жертвенной ямы (кунда), на нее следует поместить асану из травы дарбха, на него помещается сосуд, в него помещается собрание мантр. Туда следует жертвовать ахути с многократной джапой и (именем) Бхайравы сто восемь раз, представляя высшую амриту.

114. Разделив жертвенную пищу, находящуюся в сосуде, на три части между Шивой, огнем и садхакой, первым следует наделить ею Шиву.

115. Вторую часть следует пожертвовать огню, третья (часть предназначена) для садхаки. Взяв жертвенную пищу, в сосуде следует почитать Бхайраву.

116. Принеся цветы, благовонные курения и прочее, следует поднести это с мула мантрой. Десятую часть следует поднести ограждающим (божествам), пребывающим во (всех) местах (тела), начиная с сердца.

117. Следует жертвовать огню жертвенную пищу с ложки из калаши снова и снова. Бхайраве подносится сто подношений, частям (Его) тела десятая часть (от этого).

118. Оставшуюся часть для садхаки, закрыв, следует отложить, о, Возлюбленная! Для Винаяки жертвуется сто хом, (столько же) для Земли и окружения.

120. При адхивасе (выполняется) сто восемь ахути. При выполнении искупления от упущения и недостатка также (выполняется) сто восемь ахути в порядке лома и анулома, о, Владычица богов! Почтив Бхайраву, помолившись, (следует получить) затем дозволение, о Прекрасноликая!

121. (Далее) Следует выполнить ритуал над учеником, слушай, как это происходит.

У ворот строится мандала, на нее следует поместить дарбху.

122. На подготовленную с пранава (мантрой ОМ) асану следует усадить ученика в устойчивую позу, поджав ноги, с лицом, обращенным на север, со сложенными ладонями.

123. Гуру, обратившись лицом на восток, должен окропить его водой Шивы с астра (мантрой), натереть ему лоб пеплом, и прикоснуться с астра мантрой.

124. Это следует выполнить трижды выше пупа и трижды ниже пупа. (Затем) следует почитать Шиву с Бхайрава анга ньясой.

125. Окропив одежду с астра (мантрой), следует выполнить кавача и авагунтха (мудры). Следует выполнять почитание с (именем) Бхайравы, с закрытым ртом.

126. Взяв его за обе руки, следует усадить его для другого действия. Повернув его лицом к божеству, следует вложить в руки цветы.

127. Следует осыпать ими (божество). Открыв лик (божества), следует показать его, с сонмом видья мантр, вместе с Караной и с Садашивой.

128. Свободный от покрова незнания, пашу предстанет просветленным (пробудившимся). Простираясь на земле, подобно палке, следует кланяться вновь и вновь.

129. Выполнив необходимое, с удовлетворенным сердцем следует привести удовлетворенного ученика. Взяв его за руку, следует поставить его справа от мурти.

130. Сделав там мандалу, на нее помещается с пранавой асана, на ней следует поместить ученика, прямостоящего, лицом на север (?).

131-132. Гуру, стоя лицом на восток, должен выполнить кропление и прочее. Усадив ученика, выполнив обряд сакаликараны, ради обретения особого результата для желающего освобождения или (обычного) садхаки, выполнив умащение рук благовониями, он должен очистить (ученика) астра (мантрой).

133. При (помощи) кавача и авагунтха (мудр) следует оросить его амритой. Затем. на приготовленную ананта асану следует поместить Бхайраву вместе с частями (его) тела.

134. Соединив себя (Атман) с небом, созерцая тело ученика, охваченное иссушающим его огнем, о, Возлюбленная, следует сжечь это тело астра (мантрой).

135. Следует созерцать сожженное тело, лишенное пламени и дыма, превращаемое затем в пепел, и (обретающее) покой, омываемое амритой.

136. Прежде следует разместить шакти ньясу (в виде) лотоса с пранавой, (затем) следует созерцать тело, подобное небу и сознание, подобное золотому огню.

137. Над ним следует созерцать чистый Атман, состоящий из Света. Произнося мурти мантру, следует созерцать ее в виде мурти.

138. С мантрой, раннее произнесенной (Мной), следует омыть его амритой. (Затем в теле), как и прежде, (размещается) мантра ньяса, состоящая из тридцати восьми частей.

139. Затем по порядку размещаются каладхвы, начиная с шантьятита кала, (затем) цвета горного хрусталя, черного, красного, белого и желтого.

140-141. Шантьятита и прочие кала известны как сущности таттв. Призванные при помощи «обители» (мула мантры) в части тела и разместившись в них, они становятся антах караной (внутренними чувствами). (Поэтому) следует почитать их как в собственной антах каране, так и (снаружи). Произнеся мула (мантру), нужно вновь и вновь сосредотачиваться внутри и снаружи.

142. Созерцая (свою руку), как великую (руку) Шивы, хорошо пробуждающую собрание мантр, произнося сосредоточено мула (мантру), следует поместить эту руку на голову ученика.

143-144. Рукой Шивы, обращенной ладонью вниз, следует прикоснуться к сердцу и спине. Подняв (ученика) и вручив ему цветы в сложенные ладони с Бхайрава (мантрой), и войдя (внутрь мандалы) следует почитать Шамбху. Произнося Шива (мантру), следует осыпать Его (цветами). Выйдя (из мандалы) следует вознести молитвы Господу, простираясь, подобно палке, и обойти три раза (мандалу).

145. Следует вознести молитвы Шиве, пребывающему в сосуде, пребывающему посредине огня, пребывающему в жертвеннике. Выполнение поклонения Шиве и огненный обряд есть форма сакаликараны.

146-147. Не выполняющий его прежде основного (ритуала) не пригоден к поклонению. Приведя ученика со сложенными ладонями к жертвеннику, приготовив мандалу с южной стороны от себя с пранавой, следует усадить в нее на сидение ученика.

148-149. Усадив его с (травой) дарбха в руке, следует поднести ее с Бхайрава мантрой.

Корень (дарбхи) находится в руке у ученика, кончики (представляют) стопы Учителя. Она же есть пингала и серединная нади, исходящая из тела ученика. Эта дарбха растворяется в нади Учителя.

150. Ради слияния нади (выполняется) трижды возлияние (ахути) Бхайраве. Эти нади помещаются единожды в сердце ученика.

151. Ради вбирания и привлечения (нади) следует вбирать и выпускать (вдох и выдох) снова и снова, ради этого во время дикши и осуществляется соединение нади.

152. Затем в ученика, склонившего голову к земле, как подношения Бхайраве, входят все мантры. Ему следует поднести возлияние маслом и «дхрувой» (ОМ).

153. Произнося мула мантру (на слог) СВА, ученику следует бросить (подношение) в огонь, (на слог) ХА следует преклонить голову. Так сказано Шивой.

154. Те мантры, которые пребывают снаружи и внутри тела ученика, те которые почитаются в жертвеннике, пребывают так же и в мула мантре, и окружении (аваранах).

155. Их тарпана, выполняемая одновременно, при троекратном возлиянии на каждую мантру, именуется вхождение (сапатана).

156. Ради этого, подняв ученика, (выполняется) мантра тарпана. Выполнив сто возлияний Бхайраве, десятая часть (этого подносится частям тела), начиная с сердца.

157-158. Произнося мула мантру, следует жертвовать пурнахути. Следует выполнить освящение мантр по порядку, начиная с дхамы и заканчивая астрой, произнося мула мантру между двумя слогами ХУМ, и поднося возлияние, начиная с пранавы и заканчивая на ПХАТ.

159. При освещении всех частей тела, начиная с сердца, выполняемых для развязывания оков, светом считаются мантры.

160. Мантры представляют инструмент при выполнении пашу садханы (дикши). Тем же, кто действует инструментом, является Учитель, поэтому он считается формой Шивы.

161. При выполнении кровавого ритуала, следует использовать мантры для освящения. Следует применять формулы, соответствующие выполняемому ритуалу.

162. Следует созерцать произносимые формулы в межбровье в виде страшного лика, благие (формулы) следует созерцать в благой форме.

163. Поведаю обряд пашакарма, разрывание нити девственности, выполняемое трижды в трех гунах, (в нем) нить представляет связывающие оковы (паша).

164. Окропив (сердце ученика) водой Шивы, следует выполнить кавача и авгунтха (мудры) и почтить его, согласно правилу, благовониями, цветами, дхупой и прочим.

165. Взяв большими пальцами нить, натянутую вертикально, следует поместить ее на тело ученика, созерцая ее в виде нади.

166. Сушумна, серединная нади, вмещает все нади, (ее следует созерцать с мантрой), начинающейся со слога ОМ, вмещающей ее собственное имя и завершающейся на НАМАХ.

167. Взяв нить, ее следует соединить с нади, пребывающей в теле ученика. Почитая ее благовониями и цветами, следует выполнить кавача и авагунтха (мудру).

168. (Затем выполняются) три санидхана ахути, с произнесением собственных имен (Нади) по роду (их), затем следует вновь окропить сердце ученика водой Шивы с астра (мантрой).

169. Следует ударить цветком (в области сердца ученика, тогда), сознание станет собранным в сердце. Посредством речаки с произнесением слога ХУМ следует войти в сердце.

170-171. Войдя через врата Нади, следует созерцать сознание ученика в образе сгустка цвета жасмина, сияющего, как горный хрусталь. Пребывая в сердце, (следует) рассечь по порядку его мечем астра (мантры) и притянуть границы Шакти анкушей слогов ХУМ ПХАТ и мула мантрой.

172. Сосредоточившись на двадашанте, и сведя ее при помощи «сердца» (хридая биджи САУХ) и самхара мудры, Нади превращается в нить.

173. Совершив созерцание вьяпака (ньясы), следует выполнить кавача и авагунтха (мудры). Бхайраве подносится три ахути, с целью приближения (к Нему).

174. Нить есть двойник тела, в котором пребывают оковы, их, находящихся в этой нити, следует разорвать и сжечь, и не символически (т.е. следует физически разорвать и сжечь нить).

175. Следует созерцать три вида оков: анава, карма и майя. Они являются источником Причины и Следствия, ограничивающих Сознание.

176. Загрязнение и действие имеют причину, которая, в свою очередь, имеет свою причину. Основа формы есть причина тела, миров и прочего.

177. Желание есть причина всего многообразия причин. (Все) это следует видеть в нити, как причину связанности и связывания.

178. Разрывание оков (паша) производится (произнесением) по порядку: вначале пранавы, (затем) шантьяатита (кала), затем собственного имени (оковы) и в конце ХУМ ПХАТ.

179-180. Следует ударить (ученика) цветком по голове, сосредоточившись на нем, как на познаваемом, а затем посредством (мантры), начинающейся с ХУМ, (затем мантра) самхара мудры и оканчивающейся на ХУМ ПХАТ, следует вобрать его, с мула мантрой, оканчивающейся на НАМАХ. Следует использовать нить (паша), убирая оковы, начиная Шантья (кала) из их месторасположений.

181. Следует созерцать три вида оков, пронизывающие протяженность пяти таттв. Пронизывает эти три (малы) Верховная владычица, именуемая Крия Шакти.

182. Она пребывает среди этих пяти (таттв), поделенная на шантьяатита (кала) и т. д. Следует созерцать у пашу (ученика) созерцаемое (здесь в значении кала), как познаваемое, а основу (здесь в значении мала), как познание.

183. Выполняя поклонение благовониями, цветами и прочим следует пожертвовать оковы (паша) в сутре (нити), по порядку, начиная с шантьятита (посредством) девяти ахути (на каждую).

184. Для сжатия оков (паша) затем следует освятить (эти) оковы девятью муламантрами с (произнесением) их наименования и слога ПХАТ.

185. Для разъединения чувств должно быть произведено освящение оков (бандха). Освящение оков производится связыванием, ударом, поглощением и прочим.

186-187. Следует ударить цветком по частям тела, расположенным по линии нити в собственном теле. (Следует) соединить (их при помощи) мула мантры и произнесения (наименования) каждой (части) по отдельности. При выполнении связывания следует добавить узлов на нити (сутре). При связывании количество (узлов равно) объектам действий.

188. Находящиеся среди 36 таттв, во вкушаемом и вкушении, эти оковы, поместив в сосуд, следует пожертвовать один раз.

189. Сосуд, находящийся в коробке, следует поднести к жертвеннику. Поднеся, следует пожертвовать сосуд, (произнося) «защити от оков, о, Великий!».

190. Следует освободить ученика от (травы) дарбха и вручить ему в руку цветок. Затем следует почитать жертвенник, сосуд Шивы, и огонь Шивы.

191. Затем, выполнив прадакшину, следует простереться на земле, подобно палке. Подняв (ученика), следует поднести ему панчагавью с Бхайрава (мантрой).

192. В чистом месте, очищенном панчагавьей, делаются три мандалы, поместив ученика в одну из них, следует дать выпить ему панчагавью.

193. Поместив его во вторую (мандалу) пусть мудрый накормит его жертвенной пищей. Пребывая в третьей, следует выполнить очищение зубов и ачаману.

194-196. Поев, следует прибраться. Затем следует освятить (пространство) справа, слева, спереди и сверху. Иначе обряд будет нечистым. Затем следует выполнить сто хом. Учитель должен совершить возлияние, выполнив сто восемь хом, в виде искупления Шиве. Благодаря (этому) покаянию, производится очищение за упущения, недостатки и рассеянность ума при обряде.

197. Затем следует выполнить хому тысячу или сто раз. Десятая часть мантр должна быть поднесена огню.

198. Затем выполняется особая пуджа, (с) аргхйей, Прекрасноликая, мудрой, стотрой и молитвой. Поев жертвенной пищи, следует совершить висарджану.

199-200. Уничтожаются (остатки) аргхьи подношением их (Шиве) взяв (их) посредством речаки и памятуя Бхайраву. Почитая Его, пребывающего в огне и беря его в кулак посредством пураки, следует вновь поместить его (в цветок).

201. Почтив его там, следует поместить в калашу, почитая его цветами и прочим. Сосуд есть сам Бхайрава.

202. Отставив остатки пищи (нирмалья), следует очистить (это место) панча гавьей и окропить водой Шивы, о, Возлюбленная! (Затем) следует приготовить ложе для ученика (положить ученика).

203. Для домохозяина ложе (должно быть) из дарбхи, для отреченного – из пепла. Домохозяин должен лежать головой на восток, отреченный головой на юг.

204. Над учеником, лежащим там, следует выполнить завязывание шикхи. Ради совершенства представляя меч, следует выполнить защиту рочаной и прочим, Прекрасноликая!

205. Пеплом, рочаной и прочим следует выполнить защиту, созерцая (их) как оружие. Затем усыпить ученика, выполняя кавача и авагунтха (мудры).

206. Отойдя (в сторону), следует приступить к обряду бали (даны). Балидана выполняется первой, ради блага всех существ.

207-209. Взяв ее, следует бросить на восток и юг, произнося, с возгласом СВАХА: «те разнообразные существа, которые пребывают в земле, воздушном пространстве, и на дне паталы, все существа, которые пребывают от Полярной звезды, по сторонам света, начиная с Индры (востока) пребывающие в Шива йоге, да будут удовлетворены!» – почитая их по порядку с поклоном (НАМАХ) благовониями, цветами и прочим.

210-211. Подносится бали всем (существам), кшетрапалам, пребывающим в углах, и даже падшим собакоедам, по всем направлениям, начиная с востока и заканчивая северо-востоком, сверху и снизу. Затем, о Прекрасноликая, выполняются по порядку ачамана и сакаликарана. Затем следует вкусить жертвенной пищи.


ДАЛЕЕ: Сваччханда тантра – Глава 4. О Снах