Шаткарма – это шесть очистительных действий:

1. Дхаути, состоящее из четырех частей: внутреннего очищения (антардхаути), чистки зубов и т.п. (дантадхаути), очищения сердца (хриддхаути) и очищения прямой кишки (муладхаути). Антардхаути опять же включает четыре процедуры: а) ватасара – втягивание воздуха в живот и выдох; б) варисара – наполнение тела водой, которая затем выходит через задний проход; в) вахнисара, при которой набхигрантхи касается позвоночника (меру), и г) вахишкрита, которая осуществляется с помощью какинимудры [Гхерамда‑самхита, упадеша 3, шл. 86]: воздух наполняет живот, удерживается там в течение половины ямы [Яма – это три часа], а затем опускается вниз.

Четыре части дантадхаути – это очищение корней зубов, языка, ушей и «отверстий в голове» (капаларандхра). Хриддхаути удаляет слизь и желчь. Это делается с помощью палочки (дандадхаути) или ткани (васодхаути), которые засовываются в горло или проглатываются, а также с помощью рвоты (ваманадхаути). Муладхаути – очищение места, через которое выходит апана‑ваю. Это делается средним пальцем и водой или стеблем куркумы.

2. Васти, состоящая их двух процедур: сухой (шушка) и водной (джала). Во втором случае йог сидит в воде, достающей до пупка, в позе утката‑сана [1 Гхерамда‑самхита, упадеша 2, шл. 23. Поза на корточках, пятки не касаются земли, а ягодицы опираются на пятки] и выполняет ашвини‑мудру – сокращение и расширение ануса. То же самое можно делать в пашчимоттанасане [А  Там же, шл. 20], при этом живот ниже пупка слегка двигается.

3. Нети – очищение ноздрей с помощью веревки.

4. Лаулики – вращательные движения животом из стороны в сторону.

5. Тратака – немигающий взгляд на какой‑либо объект в течение нескольких минут, до появления слез. Это развивает «божественное видение» (дивья дришти), часто упоминаемое в тантрической упасане.

6. Капалабхати – процесс удаления слизи, состоящий из трех частей: ватакрамы, со вдохом и выдохом, выоткрамы, когда вода втягивается через ноздри и выпускается через рот, и шиткрамы – обратного процесса.

Шиткарма позволяет очистить тело и подготовить его к дальнейшей йогической практике.


ДАЛЕЕ: 38. Дридхата