Шива – наивысший объект почитания для шайвов.

Последователями Шайва и Шакта-школ Он постигается как Наивысший Абсолют. Парашива – это Парабрахман или Парамэшвара, Наивысший Вечный Абсолют, выше которого нет и не может быть ничего. Именно так Он прославляется в Писаниях.

Шветашватара-Упанишад содержит в себе великолепные шлоки, посвященные Его величию:

“Не двойственный, Он, Владыка сети (майа), управляет с помощью Своих (божественных) сил всеми мирами; в действительности, Он всегда остается Единственным, поддерживая связь с божественными силами и проявляясь, – познавшие это становятся бессмертными.

Рудра, управляющий всеми мирами с помощью Своих божественных сил, пребывающий внутри каждого существа, создавший все миры и ставший их поддержателем, втягивает их обратно во внутрь во время растворения. Так как (лишь) Он один (реально существует), они (риши, знающие Брахмана, прозреватели Высшей Реальности) не ищут какого-либо другого (божества).
Он (Рудра) имеет Свои глаза повсюду. Свои лица повсюду. Свои руки повсюду, и также Свои ноги повсюду. Это одно Божество, создавая небо и землю, дает людям руки и птицам крылья”.
(гл.3, 1-3)
“Я знаю этого великого Пурушу (Личность), сверкающего как Солнце и пребывающего вне тьмы. Познав (лишь) Его (одного), человек превосходит смерть; нет иного пути (для постижения Высшего Состояния).
Этот Пуруша наполняет Собой все, нет ничего высшего или низшего по отношению к Нему, нем ничего меньшего или большего, чем Он, (лишь) Он Один (действительно) существует в Своем сверкающем великолепии, неподвижный как дерево.

То, что выше наивысшего (причины вселенной) не имеет формы и существует вне болезни. Те, кто знает это (эту Высшую Реальность) – становятся бессмертными, в то время как иные получают лишь страдания.
Он, имеющий всюду Свои лица, головы, шеи, пребывающий в разуме всех существ, все наполняющий. Он есть Господь (Бхагаван), Он – все проникающий Шива.
Он – воистину великий Господь, Он – побуждает внутреннюю светлую сущность к совершенному чистому постижению. Он – Управляющий, Свет и Неразрушимое”.
(гл.3, 8-12)
“Этот Пуруша в действительности, все то, что взращиваемо пищей, и все то, что было и будет. Кроме того. Он – Господин бессмертия”.
(Там же, 15).
“Я знаю Его, древнего, свободного от немощи. Он – Душа всего. Он – всепроникающ и наполняет Собой все. В связи с Ним брахмавадины (люди, размышляющие об Абсолюте) говорят о нерожденности, о Нем говорят как о Вечном”.
(Там же, 21).

В Своем непроявленном аспекте Шива – лишенный всяких форм и качеств, бездеятельный и безграничный Абсолют. Шакти дремлет в Нем; Они – Единое. Это непроявленное Абсолютное состояние не постигнуть ни умом, ни чувствами. Оно именуется Шунья, потому что оно вне всяких пределов постижения.
Однако когда происходит творение вселенной, из Непроявленного Парамашивы возникают Его манифестации, обладающие формой и качествами.

Они проявляются во вселенной со Своими Шакти, так как без Шакти – боги не имеют своего могущества или способности делать что-либо. Как утверждают шакты (поклонники Шакти), Шива без Шакти (т.е. когда Шакти дремлет) абсолютно бездеятелен и подобен мертвому  . Согласно доктрине Шайва, все боги возникают во вселенной из Абсолютного, именуемого Парашива (единого с Парашакти), во время сотворения вселенной. Все сущее происходит из единения Шивы и Шакти.

Так во вселенной появляются Брахма (творец), Вишну (Хранитель), Шива (Разрушитель) со Своими Супругами, а также все остальные боги.
Шива как Господь, проявленный во вселенной, имеет множество форм, аспектов и имен.
“Шива” значит “Благой”. Его называют также Шамбху (Сущность которого благо), Садашива (Вечно благой), Шанкара (Умиротворяющий), Махэшвара (Великий Господь), Рудра (Ревущий), Ишана (Владыка), Бхайрава (Ужасный) и т.д.

Образ Шивы как Личного Бога, обладающего качествами (сагуна) – уникален и необычайно притягателен. Он обладает самыми разнообразными аспектами и чертами.
В одних Своих формах Он являет Себя как полный нежности и очарования, как лепесток цветка на утренней заре. В других – Он беспощадный Владыка Смерти (Махабхайрава), карающий демонов и людей, творящий Высший Суд. Он – Непоколебимый Судья и Владыка всех живых и мертвых.

Как Шанкара – Он предстает в образе великого йогина (Махайоги), погруженного в созерцание. В Его руке четки, на Его теле – набедренная повязка из тигровой шкуры. Он сидит, углубившись в блаженное состояние покоя, Его глаза прикрыты, на лице улыбка вечного удовлетворения. Он беспечален и свободен от страха. Дикие животные не страшатся Его, Он – их покровитель. Он дарует благо, покой, умиротворение всем тем, кто обращается к Нему с любовью, Он освобождает от страха.

Шива – наивысший из йогинов. Его обитель – в горах Хималайя , на вершине горы Кайласа. Там, среди снежных вершин, недоступный живым существам, недостижимый, Он пребывает в медитации, всегда погруженный в Свою Безначальность. Над Его головой полумесяц, вплетенный в Его прекрасные волосы. По Его длинным локонам золотистого цвета ниспадают воды великой Ганги. У Него три глаза. Он украшен змеями; Носящий трезубец, Он – Владыка бессмертия, непогрешимый.

В Пуранах, Смрити, Тантрах и других Писаниях повествуется о разнообразных образах и деяниях Шивы.
Изначальное тело Шивы, или Его тонкая Сущность – это Лингам. Люди, духи и сами боги почитают Его в этой непроявленной, наивысшей форме. Когда Брахма и Вишну спорили о том, кто из них Наивысший Господь, перед ними явился огненный столб. “Он выглядел как огонь, пожирающий вселенную во время ее уничтожения. Он сверкал, окруженный языками пламени. Он не имел ни начала, ни середины, ни конца” .

Брахма и Вишну хотели измерить этот столб. Брахма обернулся лебедем и полетел вверх, чтобы найти его вершину; Вишну, став подводной черепахой, отправился вниз, в глубины океана, чтобы найти его основание. Однако великие боги не смогли найти ни его начала, ни конца. Тогда, поняв, что он бесконечен, и значит – Изначальный, Наивысший, склонились перед ним в благоговении. Махэшвара явился тогда из Огненного Столба, именуемого Махалингам (Великий Лингам), и предстал перед ними в Своей обычной форме.

С этим явлением Шивы, как и с другими великими Его деяниями, связан праздник Шива-ратри (“Ночь Шивы”), который отмечается раз в году в январе или феврале . В этот праздник предписывается пост и медитация, после чего следует пир и воспевание имен Великого Господа (Махэшвары).

Лингам – высший объект почитания; почитая Его – почитают непроявленного, непознаваемого умом и чувствами Шиву.
Будучи Йогином, предающимся созерцанию в обители снегов, Шива абсолютно свободен от каких-либо желаний.
Его Вечная Супруга, воплотившись в материальном мире как Парвати (Обитательница гор), еще в детстве решила, что выйдет замуж только за Шиву.

Однако, как ни старалась она достичь своей цели, Шива не обращал на Нее ни малейшего внимания. Погруженный в себя, Он был бесчувственен ко внешнему миру. Ума (Парвати) пожертвовала всем, сбросила с себя все драгоценности и роскошные одеяния и стала горной отшельницей. Она купалась в ледяной воде, питалась листьями с деревьев и постилась, совершая все более суровые аскезы и поклоняясь Треокому.

Так проходили столетье за столетьем. Не только сама Ума, но и все боги желали Ее союза с Шивой, так как только от Их брака мог родиться бог войны Сканда , способный победить полчища демонов во главе с Таракой. Поэтому боги послали Камадэва (бога любви), чтобы тот пронзил Своими стрелами сердце Великого Йогина. После многих безуспешных попыток и ухищрений Кама, наконец, сумел пронзить сердце Шивы. Но в тот самый миг, когда он выпустил свою стрелу. Шива испепелил его Своим третьим глазом, превратив в горстку пепла.

Парвати уже давно прислуживала Шиве, принося Ему цветы и воду, однако абсолютно безразличный ко всему Он не обращал на Нее никакого внимания. Теперь все переменилось. Пронзенный стрелой бога любви, Махэшвара увидел перед собой прекрасную женщину, которая прислуживала Ему, и Его охватило необыкновенное чувство любви. Так осуществилась великая мечта Богини гор (Парвати), и Они вскоре отпраздновали свадьбу. Затем, верхом на священном быке Панде, Ума и Махэшвара отправились на снежную гору Мандара, где в тихих лесах и зарослях предались любви.

Ума родила двух сыновей: первый – слоноголовый бог Ганэша, бог мудрости, благоприятствующий, устранитель всех преград (Винайака), и второй – Сканда (также Картикейя или Субраманья), бог войны, могущественный полководец, побеждающий злых демонов.

Рати, жена бога любви Камы, явилась к Шиве с Умой со слезами на глазах, умаляя Его вернуть ей мужа, который лишь выполнил свое предназначение. Махадэва (Великий бог) объяснил ей, что Он сжег только материальную оболочку ее супруга, и пообещал что Кама будет впредь – до наступления определенного мирового периода – являться в своей видимой форме только ей, но оставаться невидимым для всех остальных существ. После этого, он вновь получит материальное тело и будет виден богам и небожителям.

Будучи вечным Властелином гор (Гиришанта, Гиритра), Шива переживает своих супруг, которые являются воплощениями его вечной Шакти, но они подвержены смерти, поскольку получают материальные тела. Так, когда первая супруга Махадэвы, Сати, покинула Свое тело, Он впал в отчаяние и как сумасшедший, обмазанный пеплом, со всклоченными волосами, почти голый скитался по всему свету, нося Ее труп…

Шива – экстатический Танцор (Натараджа). Своим танцем Он создает и разрушает этот мир. Все боги аккомпанируют Ему в этом Небесном Танце.

В Своей ужасающей форме Шива – обитатель мест сожжений (Шмашанаваси), сопровождаемый повсюду свитой духов и демонов, Супруг ужасной Кали. Испив яд, чтобы избавить вселенную от гибели, Махэшвара стал Синешеим (Нилакантха). Его шею обвивает кобра, которая охлаждает своим телом жар от этого яда.

Как йогин-подвижник, Шива скитается по земле, почти голый, со спутанными длинными волосами, с черепом или чашей для подаяний. Он – покровитель отчаявшихся и угнетенных. Он – как ужасный, неумолимый Бхайрава и Рудра, так и самый благодетельный, милостивый, нежный и добрый Сундарэшвара (Господь Красоты и Привлекательности). Он – прекрасноликий юноша и седовласый старик, предающийся созерцанию. Он – всепожирающий Чанда, и Владыка, исцеляющий от всех болезней (вайдьяпатха). Поклоняясь Ему, Господину бессмертия (амарнатха), существа несомненно обретают бессмертие и вечное блаженство.


 ДАЛЕЕ: Аватары Вишну и Лакшми.