Шива как первое лицо

Шива как первое лицо

В Кашмирском Шайвизме, как и в Адвайта Веданте, вопрос о Первичной Реальности начинается не с третьего лица, как если бы Шива или Брахман были «не здесь», а с первого лица, с Шивы «здесь» – внутри человека, как его собственного высшего «я».

Фактически вопрос стоит «Кто я?» или «Какова моя истинная природа?»

Этот вопрос окончательно приводит к утверждению, что чья-либо истинная или более глубокая природа есть Шива или Брахман. Далее следует, что описание природы Шивы означает описание природы своего собственного истинного «я», и наоборот. Таким образом, Кашмирский Шайвизм является Атма-шастрой (исследованием Я).

Поэтому объект этой особой дисциплины – это «распознавание» истинного «я» или «Самореализация» (Пратйабхиджна или Атма-пратйабхиджна).

Вышеприведенное заявление проиллюстрировано во втором стихе, Ишвара-пратйабхиджна-карики, который утверждает: «Махешвара (Шива) лежит как мое собственное «я» (сватма), и оно утверждено в самом истоке (адисиддха), как я сам, кто является исполнителем (карта) и знающим (джната)».

Если кто-либо определил местоположение Шивы, – он может указать на себя, так как он является образцом бытия или субстанции, называемой Шивой. Бытие, называемое Шивой, – это истинное «сознание» (чити, или самвит), и отдельно от своего тела человек является примером этого сознания, хотя и нечистым.

Это значит, что человек, я, – двух типов, или что природа человека, я, двойственна. Один аспект – это поверхностная природа, или поверхностное я, которое несовершенно,  или ограничено (ану или пашу), сковано духовными загрязнениями (малами); а другой – более глубокое, или высшее, Я, которое совершенно, бесконечно и чисто. Таким образом, есть поверхностное или «низшее» я и более глубокое или «высшее» Я.

Когда слово «Шива» используется для обозначения субстанции или бытия, оно включает пашу или низшее я, потому что пашу, нечистое индивидуальное сознание, по существу едино с Шивой. Но когда слово «Шива» используется для обозначения его чистой и вселенской формы, оно исключает пашу.  Это положение может быть объяснено с помощью аналогии океана и волн.

С точки зрения субстанции, волна – это не что иное, как вода, которой является также и океан; в этом смысле волна может быть рассмотрена как сам океан. Но поскольку волна – ограниченная или индивидуализированная вода, слово «океан» может также и не включать волну. Может быть приведена другая аналогия со сверкающим светом, который, когда проходит через занавеску, становится тусклым и грязным.

Главное здесь – в том, что когда тексты излагают природу Шивы, человек не должен понимать это таким образом, что Шива – это что-то отличное от него, которое находится «не здесь», как третье лицо; скорее, он должен думать о Шиве в первом лице – как о «себе» (конечно, моем высшем «я»).

Другими словами, Шива – это я. В моем примере, Шива как чистое Вселенское Сознание подобен океану и обозначается «Я», тогда как Шива как ограниченное индивидуальное сознание подобен волне и обозначается «я».