Прохождение через шесть чакр (пронизывание шести чакр) – одна из главных тем тантрических текстов и важная часть тантрической практики.

Подробности этого процесса можно узнать только от гуру, но в общих чертах его можно описать как расширение индивидуального бытия до общемирового. Абсолютное бытие как чит может быть осознано только в сахасраре.

Это возможно, когда тонкое тело дживатмы – вместилище пяти жизненных энергий (панча прана), ума в его трех аспектах (манас, ахамкара и буддхи), пяти органов действия (панчакармендрия) и пяти органов восприятия (панчаджнянендрия), соединяется с кулакундалини. Происходит это следующим образом. В обычном состоянии кундалини спит, свернувшись вокруг сваямбху‑линги. Ее три с половиной кольца закрывают отверстие брахмадвары.

Когда находящийся в муладхаре кандарпа, или кама‑ваю (разновидность апана‑ваю), начинает вращаться влево, вокруг кундалини зажигается огонь. Биджа хум  и жар огня заставляют ее проснуться. Пробудившись, она входит в дверь Брахмы, поднимается вверх и соединяется с дживатмой.

Во время подъема кундалини Брахма, Савитри, Дакини‑шакти, дэвы, биджи и вритти растворяются в ее теле. Сначала поток восходящей энергии поглощает махимандалу, или притхиви, которая перед этим превращается в биджу лам.  При пробуждении кундалини лотос муладхары раскрывается и поворачивается вверх, а с ее уходом снова закрывается и опускается вниз.

То же самое происходит с лотосом свадхистханы. С приходом кундалини растворяются живущие в нем Махавишну, Махалакшми, Сарасвати, Ракини‑шакти, матрики, вритти, Вайкунтхадхама, Голака, дэвы и дэви. Притхиви, биджа земли лам  растворяется в апасе, апас трансформируется в биджу вам  и остается в теле кундалини. Далее кундалини достигает манипура‑чакры и поглощает все, что там есть. Биджа Варуны вам  растворяется в огне, который остается в теле Дэви в виде биджи рам.

Эту чакру называют узлом Брахмы (Брахма‑грантхи). Прохождение через нее может сопровождаться сильной болью, физическими расстройствами и даже болезнью, поэтому необходимо наблюдение опытного гуру. Есть люди, которым подходят другие виды йоги, позволяющие сразу активизировать высшие центры, тогда необходимость проходить через нижние чакры отпадает.

Пройдя через узел Брахмы, кундалини поднимается до анахата‑чакры и растворяет в себе все ее содержимое. Биджа теджаса рам  растворяется в ваю, а ваю, преобразованный в биджу ям,  сливается с телом кундалини. Эта чакра известна как узел Вишну (Вишну‑грантхи). Следующая чакра – вишуддха, обитель Бхарати (Сарасвати). С приходом кундалини Арддха‑нариш‑вара Шива, Шакини, шестнадцать гласных звуков, мантра и т.п. сливаются с ее телом. Биджа ваю ям растворяется в акаше, который трансформируется в биджу хам  и входит в тело кундалини.

Дэви проходит через лалана‑чакру и достигает аджна‑чакры, где поглощает Парамашиву, Сиддха‑Кали, дэвов, гуны и прочее. Биджа акаши хам  растворяется в манасе чакре, а манас – в теле кундалини. Аджна‑чакру называют узлом Рудры, или Шивы (Рудра‑грантхи). Пройдя через эту чакру, кундалини соединяется с Парамашивой. По мере ее продвижения вверх поглощаются нираламба‑пури, пранава, нада и т.д.

Таким образом, постепенно поднимаясь все выше и выше, кундалини вбирает в себя двадцать четыре элемента, от грубых до тонких, и в конце пути сливается с Парамашивой. В результате этого соединения, которое называется майтхуной саттвика‑панча‑таттвы, выделяется нектар’. Он наполняет кшудрабрахманду (человеческое тело), садхака забывает обо всем на свете и погружается в невыразимое блаженство.

После этого практикующий представляет в левой ноздре биджу воздуха ям  и вдыхает через иду, повторяя биджу шестнадцать раз. Затем он закрывает ноздри и повторяет биджу шестьдесят четыре раза. Потом садхака представляет, как воздух иссушает черного «грешника» (папа‑пурушу) в левой полости живота, и выдыхает через пингалу, через правую ноздрю, повторяя биджу тридцать два раза. Дальше садхака сосредоточивается на красной бидже рам  в манипуре, делает вдох, повторяя биджу шестнадцать раз, закрывает ноздри и повторяет биджу еще шестнадцать раз.

В это время он представляет, как тело «грешника» сгорает в огне и превращается в пепел. Потом он выдыхает через правую ноздрю с повторением мантры тридцать два раза. Затем он сосредоточивается на белой чандра‑бидже тхам.  Он вдыхает через иду, делая джапу шестнадцать раз, закрывает обе ноздри, делает джапу шестьдесят четыре раза, выдыхает через пингалу, делая джапу тридцать два раза. Во время вдоха, задержки дыхания и выдоха он представляет, как нектар, капающий из луны, превращается в новое божественное тело.

Нектар состоит из всех букв алфавита (матрика‑варна). Формирование нового тела продолжается с биджей вам  и завершается с биджей лам.  В конце садхака произносит мантру со’хам  и направляет дживатму в сердце. Таким образом кундалини, насладившись соединением с Парамашивой, начинает возвращаться назад. По мере того как она проходит через чакры, все, что она поглотила перед этим, возвращается на свои места.

К тому времени как она достигает муладхары, все содержимое чакр оказывается там же, где было до ее пробуждения. Гуру учит подниматься выше аджна‑чакры, но специальных указаний не дает, поскольку тот, кто прошел через эту чакру, может достичь брахмастханы самостоятельно. Под «седьмым месяцем Шивы» отношения гуру‑шишья исчезают. Наставления седьмого амнаи нельзя передать словами (апракашита).


ДАЛЕЕ: 46. Грех и добродетель