Индийская традиция выделяет десять (для шудр девять) санскар – очистительных обрядов, или «таинств», которые совершаются, чтобы очистить дживу и помочь ей в важнейшие моменты жизни.

Джива шека, которую называют также гарбхадха нариту санскара, проводится после менструаций, чтобы гарантировать и освятить зачатие.

Обряд гарбхадханы совершается в дневное время на пятый день цикла и служит подготовкой к настоящей, ночной гарбхадхане – излиянию семени в матку. Этому предшествует риту санскара (на первый день), о которой упоминается в 9 главе.

После зачатия и во время беременности проводятся обряды пунсавана и симантонаяна. Первый совершается над женой при обнаружении признаков беременности, а второй – на четвертом, шестом и восьмом месяцах.

Жизнь ребенка до рождения делится на три основных этапа как с объективной (физической) точки зрения, так и с субъективной (метафизической). Первый период включает все, что происходит с момента оплодотворения яйцеклетки до того момента, когда тело эмбриона готово принять в себя дживатму, или индивидуальную жизнь. После того как в крошечное тельце входит дживатма, начинается второй период развития.

На этом этапе связь между дживой и телом закрепляется, и тело «оживает». Это выражается в анатомических и физиологических процессах, приводящих к формированию жизнеспособного зародыша. К концу второго этапа джива прочно связана с телом, что обеспечивает ребенку возможность физической жизни, и начинается третий этап пренатального развития.

Если пользоваться языком сравнительной эмбриологии, первая санскара отмечает импульс к развитию от «оплодотворения яйцеклетки» до «критического периода». Вторая санскара отмечает начало перехода от «критического периода» к формированию «жизнеспособного зародыша». Третья санскара связана с развитием «жизнеспособного зародыша» до состояния «доношенности».

После появления ребенка на свет проводится обряд джатакарма, призванный обеспечить новорожденному долголетие. Следующий обряд – нама карана, наречение именем.

На четвертый месяц после родов совершается нишкрамана: ребенка в первый раз выносят из дома, чтобы он увидел солнце – источник жизни и материальное воплощение божественного Савиты.

Между пятым и восьмым месяцами проводится аннапрасана – первое кормление рисом. Восьмая санскара – чудакарана, первая стрижка [Например, благословление брачного ложа, близкое к индийскому обряду гарбхадхана.].

На следующем этапе представителям трех высших классов предписана упанаяна – посвящение с надеванием священного шнура. Этот обряд символизирует второе (духовное) рождение. Последняя санскара – удваха, заключение брака. Ее цель – обеспечить продолжение рода.

Для несовершенной дживы это необходимое условие эволюции и конечного возвращения к своему божественному истоку. Описание санскар можно найти в девятой главе «Маханирвана тантры».

Помимо десяти санскар, о которых мы говорили, есть еще десять мантра санскар.

Санскары привязаны к определенным стадиям развития человеческого организма и должны приносить ему пользу. Современная западная медицина преследует те же цели, но она опирается на физические методы, свойственные эпохе материализма, в то время как санскары относятся к разряду метафизических (психических, оккультных, субъективных) методов древней науки Востока.


ДАЛЕЕ: 31. Пурашчарана в садхане