Садхана – это «то, что позволяет обрести сиддхи», «практика», «средства к достижению цели».

Она состоит из упражнений, которые тренируют и постепенно совершенствуют тело и сознание, в результате чего появляются сиддхи. Их тип и уровень зависят от степени осознания скрытой в телесной оболочке атмы.

Для достижения цели используются всевозможные методы, такие как внешняя или внутренняя пуджа, изучение шастр, аскетическая практика (тапас), панча‑таттва, мантра и т.п.

Специфические особенности садханы зависят от цели практикующего. Очевидно, что садхана для приобретения брахмаджняны, требующая развития внутреннего контроля (шама) над буддхи, манасом и ахамкарой, внешнего контроля (дама) над десятью органами восприятия, умения различать постоянное и временное и отказа от земного мира и рая (сварга), отличается от садханы, преследующей цели низшей магии.

Мужчина, практикующий садхану, называется садхака, а женщина – садхика.

По своим физическим, умственным и нравственным качествам практикующие делятся на несколько категорий: мриду, мадхья, адхиматрака и адхиматрама (высшая категория, представители которой полностью овладели всеми видами йоги).

Похожая классификация существует в системе каула:

  1. пракрити, или обыкновенные каулы, следующие вирачаре, совершающие обряды и садхану пяти элементов;
  2. мадхьяма‑каулика, или средняя группа каул, представители которой выполняют ту же садхану, но их ум в большей степени обращен к медитации, знанию и самадхи;
  3. высший тип каул – кауликот‑тама, к которому относятся те, кто преодолел приверженность к ритуалу и сосредоточил сознание на универсальном «Я».

ДАЛЕЕ: 18. Общие принципы пуджи