Реальное-нереальное

Реальное-нереальное

Шукти Маджари. Реальное-нереальное.

Mithyaiva nanvalarkoyam кim palaayasi moodhavat
Re re palaayanam mithyaa-heeti vedaanta nishchayah

“О, Знаток Веданты! Собака, которая гонится за тобой, в конце концов, нереальна. Почему ты убегаешь, как невежественный человек?” “Эй! Мое убегание тоже нереально! Вот что говорит Веданта!”

Приведенная шукти – это разговор двух людей

Один не одобряет веданту. Второй – обучался веданте…

Веданта ищет ответ на вопрос:

“Что есть Истина или Реальность?” Обычные человеческие ответы на этот вопрос отличаются от того, как знаток веданты отвечает на него.

Веданта не отвергает обычный человеческий ответ. Но она предлагает людям придерживаться ее принципов. Например:

“То, что я вижу своими глазами – Реально”, – заявляет человек.

Веданта не отвергает это. “Если это так, ты согласен, что твое отражение в зеркале тоже реально?”, – спрашивает она.

“Ну… нет. Давай, я изменю свое определение. То, что я испытываю, это Реально”.

Веданта принимает и это тоже. “Твой сон – это тоже то, что ты испытываешь. Хочешь ли ты сказать, что он тоже Реален?”, – спрашивает она.

Ему не нравится принять, что сон реален. Но он связал сам себя, сказав, что то, что он испытывает – реально. Он в тупике. Знаток веданты поддерживает разговор и говорит: “Да, сон также реален”.

“Если это так, одолжи мне миллион рупий и получи их в моем сне”, – говорит другой человек дилетанту. Дилетант не принимает это.

Ведантист: Придерживайся того, что говоришь. Если ты говоришь, что то, что приходит в опыте реально, то должен согласиться, что происходящее во сне тоже реально, так как ты это испытываешь. Если это так, у тебя не должно быть проблем с возвращением долга во сне. Если у тебя с этим проблема, значит сон не реален. Если он не реален, хотя ты испытываешь его, как ты можешь говорить, что испытываемое тобой, пока ты бодрствуешь, – реально только потому, что ты испытываешь это?

Возражение: Что ты пытаешься сказать? Что то, что мы видим вокруг – деревья, горы, реки, звезды и весь мир – все это нереально?

Ведантист: Я не говорю это. Все, что я говорю, это – если “опыт” – критерий для определения, что реально, а что нет, то и состояние бодрствования, и состояние сна должны называться реальными.

Возражение: Это всеобщий опыт – то, что испытывается во время бодрствования – реально. Если мы примем твое определение, тогда мы должны будем принять, что даже состояние сна реально!

Ведантист: Просто поговори с любым, кто не знаком с ведантой. Его опыт в том, что сон нереален. Он будет совершенно убежден, что он нереален. Подобным же образом, если бы кто-то сказал, что состояние бодрствования так же похоже на состояние сна, как мы можем отвергнуть это?

Возражение: Мое утверждение явилось следствием моей убежденности, что состояние бодрствования реально. Ты основываешь свое утверждение на убежденности, что состояние сна нереально. Почему я должен верить, что только твое состояние верно?

Ведантист: Ты не должен верить. Я не говорил ни того, что бодрствующее состояние реально, ни того, что состояние сна нереально.

Возражение: Тогда что же ты хочешь сказать?

Ведантист: Я хочу сказать, что бодрствование так же реально, как реален сон, и что сон так же нереален, как и бодрствование.

Возражение: Что ты имеешь в виду? Разве существуют какие-нибудь средства для измерения степени реальности и нереальности?

Ведантист: Конечно, существуют! Разве ты сам не сказал, что отражение холма в зеркале не так реально, как сам холм, который ты видишь?

Возражение: Даже если мы примем, что это измеряется, возникает вопрос – кто измеряет?

Ведантист: Тот, кто переживает опыт, тот и измеряет. Его способность к опыту сама себе и есть измерение. Если человек обладает способностью видеть реальность, которая присутствует непрерывно в прошлом, настоящем и будущем, для такого человека все остальное – нереально. Если человек обладает способностью жить до конца эры и видеть что-то, что непрерывно присутствует на протяжении всей эры, для этого человека это “что-то” реально. То, что приходит и уходит в промежутке – нереально.

Возражение: Почему обязательно то, что приходит и уходит – нереально? Я бы сказал, что они тоже реальны.

Ведантист: Продолжай и говори это. Волшебник бросает несколько прутиков манго на скалу и создает деревья манго. Пока вы смотрите на это, они приносят урожай. Фокусник раздает кусочки манго каждому. Вы едите и пока вы оцениваете их вкус, он заставляет все исчезнуть в воздухе. Продолжай и скажи, что дерево манго и манго, которые вы съели, тоже реальны.

Возражение: Было бы неправильно так говорить. Я согласен. Но будет ли правильно относить столетнее дерево к числу того, что приходит и уходит?

Ведантист: Если что-то исчезает в течение пары секунд, вы сопротивляетесь называть это реальным. Если что-то существует сотню лет, вы сопротивляетесь называть это нереальным. Существует ли временная граница, чтобы решить, что реально, а что нет? Если такой предел существует, имеет ли он разумную и ясную основу? Эта граница, которую ты описал – уверен ли ты, что каждый согласится с ней?

Возражение: Я не могу установить ясную границу. То, что я сказал – это то, с чем в целом можно согласиться.

Ведантист: Хочешь ли ты сказать, что есть разница между тем, что имеет плохо установленную границу и тем, что не имеет границы вообще?

Возражение: То, что ты пытаешься сказать, правильно. Только если она правильно определена, мы можем назвать ее границей.

Ведантист: Следовательно, ты не можешь сказать с абсолютной уверенностью, что реально, а что нет. И я не могу. Когда это невозможно сказать с определенностью, было бы неправильно говорить что то-то реально или нереально. Я рассматриваю мир, который мы видим в нашем бодрствующем состоянии, так же как сон, который мы видим пока спим, как митья (нереальный).

Возражение: Если лошадь и осел являются одним и тем же, что я должен предпочесть?

Ведантист: Ничего. Существует фундаментальная основа, уровень, чтобы мы могли испытывать реальное и нереальное, чтобы мы могли считать их реальными на мгновение. Он называется Параматма, Парабрахма. Это не бодрствование и не сон. Следовательно, он не может быть достигнут через наш опыт реального и нереального. Это – Истина, которая не является тем, что приходит и уходит. Это – постоянная Истина. Это – Истина без изменений. Такие слова как Истина, Реальное, Нереальное вызывают путаницу в наших дискуссиях. Веды выбрали слова “Сат”, “Чит”, “Ананда” для описания постоянных явлений. Ты должен предпочесть Это!

Возражение: Что мне надо делать с проявленным миром?

Ведантист: Ты не должен ничего делать. Ты должен напоминать сам себе, что ты полагаешь реальным, не так реально, как ты считаешь. Ты должен также понять, что основной фактор, который побудил тебя полагать это реальным, в равной степени присутствует в каждой и самой незначительной вещи, которую мы видим. Ты должен научиться ценить это. По мере того, как ты будешь думать подобным образом, увлекательность и привлекательность внешнего мира будет уменьшаться. По мере уменьшения привлекательности внешнего мира будет расти склонность к Истине. Это то, к чему мы должны прилагать усилия.

Возражение: В это время должны ли мы отказываться от всех мирских дел?

Ведантист: Мы сказали, что мир нереален. Мы также объяснили, что мы имеем в виду под нереальностью. В соответствии с этим объяснением все дела, которые происходят в мире, также нереальны. Действие и отказ от действия – и то, и то есть мирские дела, оба нереальные. Тот, кто делает что-то, делает это с некоторым желанием. Тот, кто воздерживается от действия, также делает это с некоторым присущим ему желанием. Оба эти желания являются частью нереального. Ты должен понять этот факт и достичь состояния, которое позади действия и ограничения.

Возражение: Как это возможно?

Ведантист: Я уже сказал это. Я повторю еще раз. Человек должен достичь единства с Истиной, которая в равной степени присутствует в действии и в отказе от действия. Если это достигнуто, не будет никакой разницы между мной и сумасшедшей собакой, которая преследует меня. Ни мое бегство, ни отказ от бегства не будут отличаться для меня.

Из-за прошлой склонности тела и ума некоторое действие происходит автоматически. Они -часть мирских дел, и следовательно, нереальны. Следовательно, они не затрагивают меня. Тот, кто достигает наивысшего состояния, не затрагивается ничем. Это то, что провозглашают Упанишады. Те, кто не могут достичь такого состояния, будут затронуты делами, вопросами, ответами, славой и оскорблениями.

Следовательно, мой дорогой друг, не смотри на собаку, не смотри на меня или мое убегание. Но в то же время, говорю я, замечай все! Пока видишь, будь признателен существованию лежащей в основе абсолютной реальности, стоящей за всем, и старайся достичь ее. Это послание, которое шукти пытается передать.