Пуджа – общий термин, обозначающий религиозную практику, который в санскрите имеет множество синонимов [Это общее описание сандхьи на основании Самаведы.

Каждая религиозная группа имеет свою сандхью со своими особенностями. [См.: Крияканда‑варидхи, «Пурохита‑дарпана» и «Ежедневные обряды индусов» Шриша Чандра Васу].

Пуджа совершается ежедневно. Она может быть посвящена ишта‑дэвате или другому божеству, выбранному садхакой. У шактистов это Дэви, у вишнуитов – Вишну и т.д. Наряду с основным объектом, ишта‑дэватой, во время пуджи всегда поклоняются пяти божествам (панча‑дэвата): Адитье (Солнце), Ганеше, Дэви, Шиве и Вишну, или Нараяне.

Далее следует поклонение семейному божеству (куладэвате), которым обычно является ишта‑дэвата. Если пуджа совершается с конкретной целью (такая пуджа называется камья), ей, как и врате, предшествует санкальпа – изъявление решимости совершить обряд и установление цели этого обряда [Арчана, вандана, сапаряя, архана, намасья, арча, бхаджана и т.д.].

Во время пуджи используется шестнадцать упачар:

1) асана (место для изображения); 2) свагата (приветствие); 3) падья (вода для омовения ног); 4) аргхья (сырой рис, цветы, сандал, трава дурва [Обычная формулировка: «Я, из такого‑то рода и т.п., собираюсь провести эту пуджу (или врату) для того, чтобы…*] и т.п., предлагаемые божеству в сосуде‑куши); 5) и 6) ачамана (вода для питья, предлагаемая дважды); 7) мадхупарка (мед, гхи, молоко и простокваша, которые преподносятся в серебряном или медном сосуде); 8) снана (вода для омовения); 9) васана (ткань); 10) абхарана (драгоценности); 11) гандха (благовония и сандаловая паста); 12) пушпа (цветы); 13) дхупа (ароматические палочки); 14) дипа (свет); 15) найведья (пиша); 16) вандана, или намаскара (молитва).

Кроме этого используются и другие предметы, набор которых варьируется в зависимости от особенностей пуджи. Так, в вишну‑пудже используются листья базилика (туласи), а в шивапудже – листья бильвы.

Набор мантр тоже может меняться. Перед началом обряда очищается место (асана) для садхаки, произносятся приветствия поддерживающей силе (адхари‑шакти), очищаются вода, цветы и т.д. Прогоняются все нечистые духи (бхутапасарпана).

Для того чтобы оградить от их нападения десять четвертей, садхака трижды топает по земле левой ногой, повторяя астра‑биджу пхат , и дважды щелкает пальцами вокруг головы. Затем делается пранаяма (регуляция дыхания) и очищаются элементы, из которых состоит тело (бхуга‑шуддхи).

Далее следуют ньяса, дхьяна, подношение упачары, джапа, молитвы и пранама (выражение почтения).

Во время аштамурти‑пуджи Шивы дэва почитается в восьми формах: Шарва (земля), Бхава (вода), Рудра (огонь), Угра (воздух), Бхими (эфир), Пашупати (яджамана, жертвователь), Ишана (Солнце) и Махадэва (Луна) [Трава куша используется только в питри‑крие (шрад‑дхе) и хоме. Аргхья бывает двух видов – саманья (обычная) и вишеша (особая)].


ДАЛЕЕ: 26. Яджна