Приступы экстаза или всё-таки эпилепсия?

Приступы зкстаза или всё-таки эпилепсия

Чаитанья Махапрабху путешествовал по Индии не потому что он распространял своё несуществующее учение, как утверждают его последователи, но, скорее всего, по совсем другой причине. Вероятно, на самом деле он предпринимал паломничество по святым местам Индии, чтобы излечитья от какого-то серьёзного недуга, как и принято было делать в то время.

Известно также, что “божественные юристы” продхватили его уже позже, на его пути паломничества и, очевидно, чтобы использовать его в своих целях для распространения Их собственного учения, для чего им и понадобился высокий, приятной внешности харизматичный Чаитанья, как фасад и “лидер” их проекта.

От какого недуга “Господь” Чаитанья хотел излечиться?

Судя по его поведению, это эпилепсия, считающаяся в аюрведе болезнью ума, одержимостью духами. Может даже он хотел излечиться не от одного только недуга а от нескольких, ведь гомосексуализм в средневековой Индии тоже считался недугом того же порядка.

В подтверждение этой версии говорит тот факт, что на своём пути Чаитанья не пропускал ни одного шиваитского храма, даже если он находился в далеке от его маршрута. Он заходил в каждый на своём пути храм Шивы и самоотверженно молился. Известно что Господь Шива имеет непосредственное влияние на духов и считается способным даровать исцеление от психических расстройств.

Казалось бы, проповедуя своё новое учение, он не должен был проявлять такое рвение к посещению традиционных индусских храмов, в особенности Шиваитских, ведь с самого начала гаудия-вайшнавизм был радикально настроен против традиционных направлений индуизма, непризнававших их секту.

Итак, Вриндаван Дас, например, пишет, что Чаитанья на пути в Бхубанешвар омылся в священном водоёме “Винду Саровара” и двинулся в храм Шивы “Лингарадж”. Странно, но ни Вриндаван Дас, ни Мурари Гупта, которые описывает одно и то же событие, не упомянули в своих воспоминаниях, что Чаитанья посетил вишнуитский храм “Ананта Васудева,” находящийся рядом с “Винду Саровара”…

Вриндаван Дас продолжает, что в храме “Лингарадж” Чаитанья экстатично танцевал перед Шивалингамом. Мурари подтверждает это и добавляет, что Чаитанья также пел во славу Шиве. Последователи Чаитаньи оскорбляют Бога Шиву, считая его слугой Кришны, поэтому поклонение Шиве, как слуге Кришны не противоречит их учению.

Но что пел Чаитанья со слов Мурари? “О Бог Вселенной! О повелитель духов! О Шива! Я всегда преклоняюсь пред тобой и почитаю. Ты взял молодую Луну которая взошла из течения Ганги, как украшение для твоих волос. Ты подарил радость глазам Гаури!”. Позже Чаитанья посетил и другой храм Шивы, менее популярный, по причине своей отдалённости.

Итак обратим внимание на следующие моменты:

  1. “О повелитель духов!” воспевал Чаитанья… Для чего Чаитанья обратился к Шиве именно так? Чтобы Господь Шива излечил его недуги?
  2. Чаитанья экстатично танцевал перед символом Господа Шивы. Значит не только от Кришны он приходил в экстаз?
  3.  “О Бог Вселенной!”. Разве не Кришна, чьим воплощением Чаитанья сам и являлся был Богом Вселенной в соответствии с его учением? Или это было всё-таки не его учение, а учение его профессиональной команды, спонсируемой Шахом? Очевидно что цели у всех были разные…
  4.  “Ты подарил радость глазам Гаури!”. Значит не только Кришна дарит радость Радхе, но и Шива Гаури (Парвати)?
  5. Почему срузу два биографа Чаитаньи не упоминают посещение вишнуитского храма “Ананта Васудева”, котрый находится рядом с “Винду Саровара”??? Почему он не посетил его? Чаитанью интересовали исключительно шиваитские храмы???

Это не единственная диллема Чаитаньи и шиваитских храмов. В своих отдельных произведениях Мурари и Кавикарнапура описывают аналогичный случай. Путишествуя из Раджамахендри в Шрирангам, Чаитанья достиг Рамешварам и Молился в храме Шивы “Рамешвара Шива”.

Странно, но Чаитанья не посещает знаменитый вишнуитский храм “Ади Кешава”, находившийся неподалёку в Малабаре… он игнорирует вишнуитский храм и возвращается на свой основной маршрут (Murari, III.16,5-6, также Kavikarnapura,kavya XIII.32-33). Ещё путешествуя из Карнатаки в Гуджарат Чаитанья не посещает Двараку, священный город где жил Кришна…

Известно что Чаитанья принял посвящение в шиваитском ордене Шанкары, а не в каком-нибудь вишнуитском ордене. Это говорит нам о совсем другом Чаитанье, нежели принято считать. Его брат Вишварупа тоже принял инициацию у шиваитов, правда в ордене повыше, где были более строгие правила, чем тот, в который был принят Чаитанья.

Новое имя Вишварупы знаменательно и неоднозначно: Шанкара! Значит оба брата были уверены в своём выборе? Апологеты Чаитаньи оправдывают такой его поступок тем, что учение Шанкары было более популярно и что он принял посвящение в ордене Шанкары только для авторитета, для успеха его мисии.

А как же его брат Вишварупа? Он тоже желал авторитета?

Очевидно что нет, очевидно, что Чаитанья действительно был приверженцем теории адвайты Шанкары, посещал храмы Шивы и игнорировал другие, ведь своё посвящение он принял задолго до знакомства с идеологическими диверсантами султана Бенгалии Рупой, Санатаной и Дживой Госвами и ничего ещё не знал о своём учении.

Очевидно также что Чаитанья преследовал свои собственные цели, путешествуя по Инднии и это было именно паломничество. Но где-то на его пути он повстречал Рупу, Санатану и Дживу и те сделали ему предложение, от которого он не мог отказаться- стать основателем нового движения, новой религии и самим воплощением Бога!

Общение и ассоциация с последователями культа Рада-Кришны, к чему обязывала его новая миссия, повлияла на него и со временем он пришёл к выводу, бытовавшему в данном культе, что гомосексуальные отношения не имеют ничего негативного, а даже наоборот, являются проявлением божественной природы.

К сожалению такой поворот в мировоззрении не оказал благотворного влияния на здоровье Махапрабху и его приступы со временем участились и порой даже длились по нескольку дней, делая его совершенно невминяемым и бесполезным для мисии “божественных юристов” султана Бенгалии.

Полагаю, что именно с этим и связано его внезапное исчезновение и множество связанных с этим легенд. Достоверно не известно, как он “ушёл”.

Есть версия, что в храме Джаганнатхи в Пури он вошёл в него и слился с Джаганнатхой, есть утверждения проявления им его истинной формы как Кришны на виду у многих, с его последующим вознесением на небо, есть также сказание о том, что он вошёл в дом и там исчез…

Само существование таких легенд, без однозначной, официальной версии говорит о том, что их специально выдумали и распространили, чтобы во-первых сотворить ореол божественности вокруг Чаитаньи а во-вторых печально известно что для распространения нового учения мёртвый Бог более выгоден чем живой.

Вероятно когда Чаитанья всё чаще “давал сбои”, “божественными юристами” было принято банальное решение его просто “убрать”. После “ухода” Чаитаньи работа над “его миссией” и его “наследием для будущих поколений” пошла полным ходом. С веками эта миссия дошла и до улиц наших городов.

В народе, с людьми, с которыми он встречался, Чаитанья был известен тем, что вёл себя, как сумасшедший.

Наблюдая за его поведением, даже люди религиозного склада ума откровенно считали его сумасшедшим. Были ли у него проблемы с психикой?

Последователи Чаитаньи возразят, что у Чаитаньи таких проблем не было и его ненормальное поведение, это всего лишь визуальные проявления побочного эффекта от некого “божественного экстаза”, в который Чаитанья впадал довольно часто с переодичностью обычного одержимого.

Очевидно, что Радха и Кришна никак не хотели уживаться вместе в теле Махапрабху и, кажется, даже не осозновали столь близкого присутствия друг к другу. Долгое время его не воспринимали всерьёз из-за его постоянной взвинченности и слабом знанием священных писаний и только благодаря появлению в его жизни придворных юристов Шаха, которые работали над его продвижением, он в конце концов обрёл популярность среди масс.

Его слабое знание священных писаний заметил Васудева Сарвабхаума (Vasudeva Sarvabhauma)- известный учёный-ведантист Ориссы. Он пригласил его пожить в его доме с целью обученя его Веданте и чтобы поднять его уровень, из-за жалости к несчастному двадцатичетырёхлетнему Чаитанье, который только недавно был принят в монашеский орден “Бхарати”.

Повторю, что по сравнению с другими орденами школы Шанкары, “Бхарати” не отличался высокими стандартами и в его ряды принимали почти всех подряд. Васудева Сарвабхаума встретил Чаитанью в храме Джаганнатхи в Джаганнатха Пури, когда тот вбежал туда как одержимый, напрыгнул на статую божества Джаганнатхи и вцепился в неё. Служители храма с трудом оторвали его от статуи Джаганнатхи, но Чаитанья вырвался, снова запрыгнул на Джаганнатху и его снова пришлость от него отдирать.

Охранники уже похватали свои палки, чтобы привести его в чувства, но Чаитанья сам, без применения силы упал на пол без признаков этих самых чувств. Настоятели храма подумали, что он одержимый и хотели его выкинуть из храма, но их остановил Васудева Сарвабхаума и подобрав, принёс его к себе домой, где спустя какое-то время Чаитанья очнулся.

Если Чаитанья проявлял признаки духовного экстаза, то почему знающие люди, служители храма Джаганнатхи, не узрели этого в припадке Чаитаньи?

Даже Васудева Сарвабхаума, который по всей Ориссе слыл знатоком Вед, наблюдал происходившее но не признал в нём святого а просто сжалился над молодым одержимым. Кавикарнапурна описал неудавшееся обучение Чаитаньи в доме Сарвабхаумы, которое длилось неделю и которое выглядело больше как спор. (Kavikarnapurna, Cavya XII). Кавикарнапурна был последователем Чаитаньи и в своём изложении событий написал, что в конце спора Сарвабхаума принял Чаитанью как своего духовного учителя, изумившись силой его веры.

Нигде в других источниках, не связанных с вайшнавизмом, это не подтверждается.

Возможно Сарвабхаума попросил своего нового нерадивого ученика оставить его дом и это позднее было интерпретированно последователями Чаитаньи, как поражение Сарвабхаумы, ну а там, где поражение там конечно же и признание авторитета “победившего”!

Случаю с Чаитаньей в храме предшествует другой, не менее загадочный:

На пути в храм Джаганнатхи, Чаитанья вместе со своими последователями остановился в деревне Камалпур. Там Чаитанья решил посетить храм Капотешвары (ещё один храм Шивы), после того как имел разговор с Нитьянандой. Прежде чем отправится в храм, Чаитанья оставил свой посох отшельника (данду) с Нитьянандой.

В отсутствие Чаитаньи, Нитьянанда вдруг внезапно впадает в приступ неуправляемого гнева, ломает посох Чаитаньи на глазах у его последователей и обломки посоха кидает в реку. Вернувшись с храма, Чаитанья попросил Нитьянанду отдать ему его посох но Нитьянанда в первой версии истории говорит Чаитанье, что он сломал его посох, а во второй версии того же события говорит, что посох сам сломался когда у Чаитаньи внезапно случился очередной его приступ и они вместе упали на него, когда Нитьянанда пытался оказать ему помощь.

После этого Чаитанья впадает в гнев, приказывает всем оставить его и со всех ног бежит в храм Джаганнатхи, где и случился его следующий приступ и эксцесс с изваянием Джаганнатхи. Эти два случая описаны в Чаитанья Чаритамрите (Ch. Ch. II.5.145-158) и (Ch. Ch. II.1.98). Но более подробно о нём рассказывает Кавикарнапурна (Paramananda Sen Kavikarnapurna, Chaitanya Charitamrita Mahakavya, Kavya XI.81 (1542 г.)) и Мурари (Murari Gupta, Kavya III.1.15).

У здравомыслящего человека с аналитическими качествами обычно должны возникнуть следующие вопросы:

  1. Почему Чаитанья был таким эмоционально неуравновешенным, ведь “духовный экстаз” должен подразумевать высокий духовный уровень, при котором йогин вполне способен контролировать свои эмоции?
  2. Почему Чаитанья решил идти в храм один и отдал Нитьянанде свой посох, который является священным для саниясина? Может он решил тайно встретиться с кем-то, скрывая свой отшельнический статус, обманув своих последователей, что якобы идёт в храм и Нитьянанда впал в приступ ревности и гнева, поняв это? Мы ведь помним об истории с Джаганнатхой Дасом…
  3. Почему существует две версии случившегося, может что-то пытались скрыть? И если да, то что, помутнение рассудка Чаитаньи, который не помнил, что сам отдал данду Нитьянанде или его сексуальные измены?

Если Чаитанья считался воплощением Кришны, то Нитьянанда, ближайший спутник Чаитаньи, считался воплощением брата Кришны – Баларамы. Но интересно, что Нитьянанда не родился в семье Чаитаньи, как его брат. Возникает вопрос, как “воплощение Бога” и “владыка вселенной” мог допустить что он и его брат родились в разных семьях? Мало того, как он мог допустить, что в его семье родится какой-то непонятный, “левый” брат Вишварупа, совершенно не принявший идей культа Рада-Кришны?

Одна из “чудесных историй” о Чаитанье связана с судьёй (по арабски “кази”), который запретил публичные шумные шествия Чаитаньи с песнями и плясками, именуемые харинамами. Чаитанья пришёл в дом Кази и вступил с ним в долгую дискуссию, пытаясь переубедить его в его решении. Но Кази, будучи мусульманином, никак не шёл на компромисс и тогда “Господь” Чаитанья Махапрабху прибегнул к своему последнему безотказному средству, он прикоснулся пальцем к Кази и тот чудесным образом всё понял и мало того, даже стал последователем Чаитаньи!

Почему же тогда Чаитанья не применил свой чудесный способ обращения в свою веру на своём собственном брате Вишварупе? Ведь это так повлияло бы на его авторитет, которым он был озабочен со слов его апологетов! Но нет, Чаитанья этого не сделал… а почему?

А потому что это ещё одна волшебная выдумка его последователей, сродни истории с Васудевой Сарвабхаумой и его обращением в новую веру Чаитаньи после спора. Чаитанья также не воспользовался своим божественным могуществом чтобы освободить от смерти своего последователя и родственника Рамананды Рая по имени Гопинатх Паттанаяк. Гопинатх собирал налоги но приворовывал и тратил их на проституток.

Принц решил урегулировать с Гопинатхом этот вопрос, но тот просто взял и оскорбил его, вероятно будучи пьяным. Принц разгневался и приказал казнить Гопинатха Паттанаяка. Об этом рассказали Чаитанье, но “Махапрабху” начал искать банальные отговорки, чтобы не идти к царю и выручать своего вороватого и падкого на проституток последователя.

Другие спутники Чаитаньи продолжали его уговаривать спасти Гопинатху, но Чаитанья впал в гнев и выпалил: “Вы хотите, чтобы я отправился к царю? По-вашему, я должен пойти к царю и просить у него денег?”. Заметьте, заурядный ход мысли Чаитаньи- он рассматривал простое выправшивание денег, а не спасение Гопинатхи! Довольно мирской и юродивый вариант решения проблемы, который никак не соответствует стандарту божественного воплощения. В конце Чаитанья заявил: “Я нищий. В этом деле я не могу ничем помочь. Если вы хотите его спасения, то молитесь Джаганнатхе” (Ch. Ch. III.2.31-43). Конечно же

Чаитанья не был воплощением Бога, не обладал никакими божественными способностями и, конечно же, никак не мог повлиять на решение царя, кроме как уговорами и если бы царь не изменил своего решения, то это было бы большим проколом Чаитаньи и все заподозрили бы его шарлатанскую суть.

“Молитесь Джаганнатхе” вот и всё божественное вмешательство “воплощения Господа Кришны”.

Как же тогда удалось уговорить судью (кази) в деле с харинамами? Вероятно высокопоставленные спутники Чаитаньи предьявили судье документ султана на особую миссию, после чего судья всё понял и даже поддержал идею проведения харинам.

Пожалуй всей “божественностью”, которую приписывали Чаитанье, на самом деле обладал Султан Бенгалии- Алладин Хуссейн Шах.

Конечно же последователи Чаитаньи уже объяснили эти события в своих комментариях с так называемой “духовной позиции” с привлечением философского символизма с эзотерическим подтекстом, но эти объяснения приживаются только среди современных инфантильных последователей “учения Чаитаньи”, которые по жизни, к сожалению, не привыкли к конструктивному анализу и вообще не занимаются интеллектуальными изысканиями интересующей их информации.

Но интеллектуальные изыскания и конструктивный анализ, к сожалению, не всегда бывают радужными, если конечно под “рудужными” мы не подразумеваем кое-что другое, и не всегда приносят удовлетворение. Беспристрастно изучая проблему Чаитаньи, приходишь к выводу что Махапрабху действительно с юношества страдал приступами эпилепсии.

На это указывают явные, можно даже сказать медицинские факты. Мы выяснили, что во время его припадков, Чаитанье нужна была помощь, которую и оказывал ему её его ближайший последователь Нитьянанда. Позже к нему был приставлен его личный слуга по имено Говинда, которому приказано было сопровождать Чаитанью везде и оказывать ему помощь, в случае приступов. Однажды Чаитанья во время одного из таких приступов даже упал в колодец (Vrindavana Dasa, Chaitanya Bhagavata 3.2.515). К счастью он не пострадал, его вытащили невредимым.

Ясно, что это были ни какие не “духовные трансы” и прочие “экстазы”, это были сильные приступы эпилепсии при одном из которых Нитьянада даже случайно сломал священный посох своего учителя. Чаитанья иногда был настолько невменяемым, что Нитьянанде приходилось даже обманывать его. Так, по дороге во Вриндаван Чайтанья полностью потерял связь с внешним миром и три дня блуждал в окрестностях Ганги в поисках Ямуны.

Нитьянанда, устав смотреть на это, обманул Чайтанью и приведя его на берег Ганги сказал что это Ямуна (Ch. Ch. II.1.92-93). Там же говорится, что Чайтанья днем и ночью пребывавший в “экстазе”, вел бессвязные речи, похожие на бред (Ch. Ch. II.1.87). Прабхупада оправдывает это “трансцендентным безумием”, наверное он и сам страдал им, если не понимал очевидного. Может всё это и можно было бы несколько смягчить, назвав “трансцендентным безумием”, если бы не другой медицинский факт: с его рта текла пена… “Он бегал вокруг и спрашивал всех -” где Кришна?”, а когда все пели имя “Хари” возле него, он падал и катался по земле, перед тем как потерять сознание, с его рта текла пена.

Все вокруг проявляли к нему сострадание.” (“Padakalpataru” No. 1662). “Возле храма Джаганнатхи он упал и со рта у него текла пена…” (Raghunath Das Gosvami, “Stavakalpataru”, v. 5). Нарахари Сакар (Narahari Sakar) вспоминает: “Гаура (от Гауранга- одно из имён Чаитаньи) провёл ночь в Гамбхире без сна. То он плачет, то он кричит весь трясущийся. Когда он один, он трётся лицом об пол. Потом, взмывая руки вверх истошно причитает о своём возлюбленном. Гаура полностью стал озабоченным чувствами Радхи.” (“Padakalpataru” No. 1463).

Также из “Чаитанья Чаритамриты” (Ch. Ch. III.8 & II.15.248 ) мы узнаём о другом побочном феномене психических недугов называемом “полифагия” или о черезвычайно повышенном аппетите Махапрабху: “Обедая в доме Сарвабхаумы, он ел столько еды, что такого количества хватило бы на десять а то и двенадцать человек”, вспоминал зять Сарвабхаумы Амог.

Полифагию может вызывать нарушения психогенного характера. Современная медицина указывает, что способность адекватно оценивать количество съеденной пищи отсутствует при истерии, депрессивном синдроме, шизофрении, синдроме навязчивых состояний, психопатии, олигофрении и неврастении.

Чрезмерное употребление пищи может также наблюдаться при стрессовых состояниях.

Писания, повествующие о похождениях Чаитаньи, просто изобилуют случаями помутнения рассудка бедного Чаитаньи, вот только некоторые из них:

Время от времени Чаитанья путал холмы со священным холмом Говардханой, совсем не будучи во Вриндаване, где холм Говардхана находится. Об этом пишет Кришнадас Кавирадж (Krishnadsa Kaviraj, “Chaitanyastaka” I.6), вспоминая историю Рагхунаты Даса (Raghunath Das Gosvami, “Stavakalpataru”, v. 8): “Увидев холм “Чатак” в Пури, Чаитанья принял его за “Говардхан” Вриндавана и побежав к нему, внезапно остановился через какое-то время, как вкопанный. Он не мог сказать ни слова из-за переполняемых его эмоций, его глаза были переполнены слезами и он весь дрожал. Вскоре он упал без чувств”.

Чаитанья также путал Ямуну с другими водоёмами. “Чаитанья Чаритамрита” (Ch. Ch. III.18) описывает историю, когда Чаитанья ночью (!) гулял по берегу моря, но внезапно подумал, что это Ямуна и кинулся в пучину. Тогда он едва не утонул.

(с)Волшебный глаз Шакуни (Ведизм События Аналитика)