Пратьякша, или осознание, достигается с помощью дхьяны (медитации), которая делится на три вида: стхула, джьйотих и сукшма – [Гхерамда‑самхита, упадеша 6. Бхаскарарая (Лалитасаха‑сранама, шл. 2) говорит, что у Дэви есть три формы, которые и равной степени включают аспекты пракаша и вимарша: физическая (стхула), тонкая (сукшма) и высшая (пара). Физическая форма имеет руки, ноги и т.д., тонкая форма состоит из мантры, а высшая – это васана, что в узком смысле, который вкладывает в это понятие мантра‑шастра, означает «истинная», или «своя собственная»].

Первый состоит в мысленной визуализации дэваты. Например, садхака представляет в своем сердце безбрежный океан нектара.

Посреди океана раскинулся остров из драгоценных камней, из них же состоит прибрежный песок. Остров покрыт деревьями каламба, усыпанными желтыми цветами. На опушке благоухают деревья малати, чампака и париджата. Посреди леса возвышается прекрасное дерево Кальпа, покрытое цветами и плодами. В его листве роятся черные пчелы и предаются любви птицы. Четыре ветви этого дерева – четыре Веды. Под деревом – огромный мандапа из драгоценных камней, в нем – роскошная постель, а на ней возлежит ишта‑дэвата садхаки. Вид, украшения, вахану и имя дэваты следует представлять в соответствии с наставлениями гуру.

Джьйотирдхьяна – это наполнение образа огнем и жизнью (теджас).

В муладхаре лежит змееподобная кундалини. Здесь живет дживатма, подобная заостренному кверху пламени свечи. Садхака созерцает наполненного теджасом Брахмана или пламя пранаватмаки между бровями.

Сукшмадхьяна представляет собой сосредоточение ума на уже пробужденной кундалини в шамб‑хави‑мудре.

Такая йога ведет к раскрытию атмы (атмасакшаткара).


ДАЛЕЕ: 43. Нирлиптатва