Посвящение [О том, кто может давать посвящение, рассказывается в «Тантрасаре» (гл. 1)] – это передача мантры учителем ученику.

Чтобы провести посвящение, гуру сначала должен укрепить в своем теле «жизнь гуру» – жизненную силу (прана‑шакти) высшего гуру, обитающего в тысячелепестковом лотосе. Тело гуру, как и священное изображение, служит инструментом (янтра), в котором пребывает божественное (дэвата).

Согласно учению тантры, накануне посвящения гуру должен усадить ученика на подстилку из травы куша, произнести ему в ухо «спящую мантру» (супта‑мантра) и завязать узел на макушке. Ученик, которому перед этим следует соблюдать пост и половое воздержание, трижды повторяет мантру, простирается у ног гуру, после чего уходит отдыхать.

Дальше происходит посвящение, в ходе которого передается духовное знание и уничтожаются грехи. Божественная шакти, состоящая из мантры, переходит из тела гуру в тело ученика, как один светильник зажигается от пламени другого.

Считается, что без дикши повторение мантр, пуджа и другие ритуальные действия бесполезны. Считается также, что некоторые мантры нельзя повторять шудрам и женщинам. Однако примечание к «Лалите» [Первая «Чалакшара‑сутра» – это индекс к «Сахасранаме», как «Сарванукраманика» – индекс к Ведам] в первой «Чалакшара‑сутре» свидетельствует о том, что шудрам дозволено произносить даже пранаву, в противовес общепринятым представлениям.

Согласно «Калика‑пуране», где рассказывается о сваре, или тоне, такие свары, как удатта, анудатта и прачита подходят представителям первых трех варн, а аукара, анусвара и нала подходят шудрам, которые могут использовать пранаву в начале или в конце мантры, но не в обоих местах сразу, в отличие от дваждырожденных. Мантра, передаваемая во время посвящения, должна быть подходящей (анукула).

Является ли та или иная мантра швакула или акула для посвящаемого, устанавливается на основании кулачакры, астрологической карты, называемой рашичакра, и других чакр, описание которых можно найти в «Тантрасаре».

Хорошо, если посвящение проводится женщиной, и в восемь раз лучше, если оно проводится матерью [Тантрасара].

В следующем разделе будут описаны особые формы посвящения, которые называются абхишека [Окропление, помазание, возведение на престол, посвящение].


ДАЛЕЕ: 16. Абхишека