Парампара от Шивы

Парампара от Шивы

Как передавалось знание

С наступлением эпохи Кали-юги (примерно 5000 лет тому назад) начался период интенсивной духовной деградации, при котором многие аспекты Санāтана-дхармы были полностью забыты или искажены до неузнаваемости.

Особенно это касалось недвойственных учений, которые стали невероятно трудны для понимания людей.
Чтобы возродить недвойственные учения, Господь Шива явил себя в форме Шрикантханатха (Анантанатха) на вершине горы Каилāса и снова даровал шестьдесят четыре Бхайрава-тантры (а также и другие виды тантр) великому риши по имени Дурваса.

Господь поручил ему распространить эти учения и сформировать соответствующие парампары.
Примечательно, что Дурваса, используя свои уникальные сиддхи (сверхобычные способности), так и не смог отыскать в мире людей достойных учеников, способных стать подходящими сосудами для этих знаний.

В результате ему пришлось самому создавать таких учеников силой своего ума.

Он эманировал трех сыновей, которых звали Траямбаканатха (досл. «трехглазый»), Амардаканатха и Шринатха.

Недвойственные учения Бхайрава-тантр были переданы Траямбаканатхе, а остальные – другим сыновьям.
Наделенный всеми необходимыми способностями (шактипатой соответствующего уровня), Траямбаканатха продолжил распространять эти знания, но он также был вынужден эманировать будущего держателя данной парампары – Траямбакадитью – силой своего ума.

Так продолжалось и впредь на протяжении пятнадцати поколений: каждый мастер эманировал соответствующего ученика силой своего ума. Однако негативное влияние Кали-юги постепенно сказалось и на этом совершенно безупречном процессе.

Последний пятнадцатый мастер не смог создать себе ученика посредством эманации.

Чтобы преодолеть возникшую проблему он с помощью своих медитативных сил обнаружил прекрасную молодую девушку, которая обладала всеми необходимыми качествами, и решил взять ее себе в жены.
В результате брака у них родился сын по имени Санагамадитья, который и унаследовал учения отца.
Впоследствии он поселился в Кашмирской долине.

По примеру отца, он также передал эти недвойственные учения Бхайрава-тантр своему сыну Варшадитье.
Варшадитья передал их своему сыну Арунадитье, а тот – своему сыну Ананде.
Ананда был отцом Сомананды – одного из величайших мастеров Трики второй половины IX века н.э, основателя школы Пратьябхиджня.

Этот процесс передачи знаний от отца к сыну сохранялся таким образом в Кашмире вплоть до IX века н.э.
Однако Сомананда был последним мастером, который получил передачу недвойственных тантр от своего отца.

После него все учителя передавали эти знания только своим ученикам. Как отмечается в ряде текстов Трики, Сомананда был также учеником Васугупты.

Таким образом, он имел уникальную возможность получить глубочайшие знания не только по старой (от отца к сыну), но и по новой (Господь Шива -> Васугупта) линии передачи.
Часто, говоря о возрождении парампары кашмирского шиваизма в IX – X веках, имя Сомананды ставится в один ряд с именем Васугупты.

В IX-м веке н.э. Господь Шива вновь вмешивается в процесс распространения этих недвойственных знаний из-за их очередного упадка.
Он передает Васугупте Шива-сутры, которые, вообще говоря, не являются чисто недвойственными учениями.

Они состоят из трех разделов – Шамбхавопайя, Шактопайя и Анавопайя – и представляют собой сжатое тезисное изложение всех трех философских систем: недвойственных, недвойственно-двойственных и двойственных соответственно.

Но при этом базовой объединяющей философией Шива-сутр остается абсолютная недвойственность (санскр. парадвайта) или абсолютный теистический монизм.

Именно эта философия является характерной отличительной чертой Трики.

После непосредственного вмешательства Господа Шивы, парампара получила новую жизнь и в ее рядах появились великолепные учителя, наделенные всей полнотой знания.

У Васугупты был и другой выдающийся ученик Каллата Бхатта, который написал ряд глубочайших комментариев на его произведения. Некоторые приписывают ему авторство знаменитых Спанда-карик. Каллата Бхатта также сформировал соответствующую линию ученической преемственности.
Его учеником был Прадьюмна Бхатт, а затем линию продолжили Праджняраджа, Махадэва Бхатт, Шрикантха Бхатт, Бхаскара и др.

Учеником Сомананды был Утпалачарья, а затем парампару продолжили Лакшманагупта, Рāмакантха, Абхинавагупта (одна из наиболее заметных фигур в истории Трики), Кшемараджа, Йогараджа и многие другие мастера, которые донесли знания Трики до наших дней и оставили после себя великолепные произведения ясно и точно излагающие суть воззрения…

Особая роль в современной истории кашмирского шиваизма принадлежит замечательному мастеру Свами Лакшманджу (1907 – 1991 гг.).

Можно без всякого преувеличения сказать, что именно за счет его усилий живая устная традиция Трики стала в какой-то степени доступной для людей Запада.

Некоторые считали его живым воплощением Абхинавагупты. Невероятные душевные качества, глубочайшие знания и практический опыт реализованного йогина притягивали к нему учеников из различных стран.

После ухода Свамиджи, наметился определенный кризис парампары. Ситуация обострилась также в связи с серьезным индо-пакистанским конфликтом, который затронул индийский штат Джамму и Кашмир и стал причиной гибели и вынужденной эмиграции многих учителей.