Особое значение Абхинавагупты

Особое значение Абхинавагупты

Общее значение Абхинавагупты, пожалуй, такое же, как и значение самой Тантрической традиции.

Кроме того, что он важен вообще, Абхинавагупта имеет также огромное особое значение. Его собственный вклад в понимание Тантрической философии представляет величайшую ценность, он необходим для изучающего Тантру.

Некоторые идеи, являющиеся только его собственными, помогают ученику осознать, что Тантра – это логическое и разумное само-согласующееся целое. Вполне естественно что эти идеи в значительной степени заполняют пробелы в Тантрической философии. Эзотерическое знание Тантры выражается языком символов, и иногда оно становится совершенно неразборчивым.

Тантрические символы нельзя понять не имея ключа от самой традиции. Абхинавагупта дает достаточно много ключей для понимания Тантрического символизма. Ключи, даваемые им, – не только результат его рационального понимания, он выводит их из самой традиции. Абхинавагупта принадлежит традиции, и он учился с некоторыми выдающимися гуру. Он был признателен им за то, что они растолковали ему некоторые трудные вопросы.

Так, например, объяснение сложного символизма Тантры, представленное Абхинавагуптой, держится, с одной стороны, на традиции, а с другой стороны, поддерживается его блестящей интуицией. Без Абхинавагупты, возможно, было бы трудно проложить ясные пути через непроходимые заросли Тантрического символизма. Абхинавагупта объясняет довольно трудную философию Тантры убедительно и последовательно, что делает положение Тантры логически и рационально приемлемым. В его обработке все, что в Тантре сложно, становится простым, все, что эзотерично и мистично, становится разумно понятным.

Ясность и точность с которыми Абхинавагупта поддерживал Тантрическую философию, изобретательность и интуиция, с которыми он объяснял место Тантры, дали огромный импульс мыслителям Тантры, которые последовали за ним. Мощный толчок действительно был обусловлен необычной ясностью и интуицией, с которыми он решал возникающие проблемы.

Привлекательность Абхинавагупты в том, что он даже сейчас современен. Его имя, ”Абхинава”, которое переводится ”новый” или ”современный” становится буквально полным значения: ”Абхинавагупта” – это ”всегда новый ”. Абхинавагупта также протянул нить объединения между различными ответвлениями Кашмирской Шайва традиции, сплетя их в единое целое Трики, или Пратйабхиджни, философии Кашмирского Шайвизма.

Во времена Абхинавы Кашмирский Шайвизм подразделялся на 4 основные традиции – школы Спанда, Крама, Кула и Пратйабхиджна.

Школа Спанда подчеркивает динамический аспект Сознания, называемый спанда или крийа. Она пропагандирует то,что надо захватить нить самопроизвольной активности как средство реализации Я.

Крама, которая придает особое значение последовательным шагам проявления Я, или Шивы, в форме мира созидательных форм (викальп), склонна последовательно использовать эти формы для достижения Я.

Кула особо подчеркивает единство Шивы и Шакти, символически выраженное в союзе мужчины и женщины и направленное на Самореализацию посредством пути левой руки (вама-марга), с использованием пяти ”М” (панчамакара), особенно пятого ”М” – сексуального союза.

Традиция Крамы может быть названа ”путем муравья” (пипилика-марга): духовный ученик (садхака) медленно и постепенно преодолевает каждую последующую ступень подобно муравью, медленно ползущему вперед. Школа Каулы больше напоминает ”путь птицы” (вихангама-марга). Садхака, уже во многом избавившийся от своего невежества в этой или предыдущей жизни, сразу же достигает цели, как птица, взлетающая прямо с земли на вершину дерева. Птице не нужно шаг за шагом продвигаться к вершине. Муравей же, чтобы достичь верхушки, должен пройти весь длинный путь вдоль ствола дерева.

Школа Пратйабхиджня, которая придает особое значение такому аспекту Действительности, как знание (джнана), поддерживает достижение Самореализации посредством распознавания своего единства со всеми существами через вселенскую любовь. Пратйабхиджня подразумевает как устранение невежества, выраженного чувством двойственности, так и достижение осознания полного единства себя со всеми.

Абхинавагупта взял идею “пратйабхиджни” (самоузнавания) и использовал ее в качестве нити, на которую нанизал цветы разных направлений Кашмирского Шайвизма, создав единую гирлянду. Для него Пратйабхиджня становится философией, а все другие формы естественным путем включаются в нее. Он может указывать, что Спанда, или Шакти – это другое название для естественного динамизма Шивы, или Сознания, которое является одновременно и Шивой, и Шакти. Таким образом, Пратйабхиджна – знание собственного Я, или Шивы – не может быть отделена от Спанды.

Крама также входит в Пратйабхиджну так как созидательные формы – это проявление Я, или Шивы, и этого состояния можно также достичь, преодолевая последовательно эти ступени. Это лишь вопрос о различных методах (упайа). Крама появилась главным образом под влиянием того, что называется ”Шактопайа”.

Что же касается школы Кула, то она мало чем отличается от Пратйабхиджни. Кула лишь пропагандирует применение специальных методов для достижения Самореализации (пратйабхиджни). Эти специальные методы включают в себя использование пяти “М” с применением высоко техничных способов, которые помогают садхаке подняться над искусственной двойственностью так называемых монахов и мирян.

Это также означает очищение сексуальной энергии ученика до чистой супружеской любви, которая, в свою очередь, освобождает заключенный в ней поток вселенской любви. Основной аспект садханы Кула – это трансформация сексуальной любви в ее чистые формы, чтобы с помощью нее достичь стадии вселенской любви, которая связана с Самореализацией, или Пратйабхиджней.

Таким образом, Абхинавагупта успешно синтезировал Спанду, Краму и Кулу в единую школу Пратйабхиджня.

С тех пор все обычно отождествляют философию Пратйабхиджни с Кашмирским Шайвизмом, особенно в связи с Абхинавагуптой.

Абхинавагупту можно назвать ”Совершенным Шайвой”. Школа Пратйабхиджни, которая начиналась с Сомананды, а затем была развита Утпаладэвой, достигла своего полного расцвета при Абхинавагупте, который не оставил ничего необъясненного и соединил все разрозненные нити в последовательную систему.

Камалакар Мишра “Кашмирский Шайвизм. Центральная философия Тантры”