Существует четыре вида пуджи, которые соотносятся с четырьмя состояниями (бхава) [См.: Тантра‑таттва, с. 210].

Высшее состояние – брахмабхава, осознание того, что Параматма и дживатма – одно, что все есть Брахман и нет ничего, кроме Брахмана. Среднее, не такое высокое состояние – дхьянабхава, непрерывное сосредоточение разума на Дэвате в сердце, средством достижения которой является йога. Еще более низкий уровень – джапа и става (гимны и молитвы).

И, наконец, самый нижний уровень – это обыкновенная внешняя пуджа. Пуджабхава основана на дуалистическом представлении о существовании поклоняющегося и объекта поклонения, слуги и господина. Этот дуализм в той или иной степени присутствует на всех уровнях, кроме высшего. Но для того, кто осознал адвайта‑таттву и знает, что псе есть Брахман, нет ни поклоняющегося, ни объекта поклонения, ни йоги, ни пуджи, ни дхараны, ни дхьяны, ни ставы, ни джапы, ни враты, ни каких бы то ни было обрядов или сад‑ханы.

Объектом внешней пуджи может быть либо изображение (пратима), либо заменяющая его янтра. Садхака должен мысленно представить образ Дэви, а затем наполнить его жизнью с помощью пранапратиштхи (передачи жизни). Садхака передает находящиеся в нем энергию (теджас) и свет Брахмана внешнему изображению, и от этого вспыхивает сияние чайтанья‑майи (той, чья сущность сознание).

Она (Шакти) есть и в камне, и в металле, и в любом другом материале, но скрыта и кажется пассивной. Садхака пробуждает сознание (чайтанья) с помощью прана‑пратиштха мантры. Ритуал (карма) делится на два вида: нитья и наймиттика. К первому относятся обряды, которые совершаются ежедневно и в обязательном порядке, потому что так предписано, например, сандхья (шудры выполняют ее в тантрической форме), регулярная пуджа иштадэвате и куладэвате и панчамахаяджна (для брахманов).

Второй тип кармы включает обряды, не привязанные ко времени. Они совершаются добровольно. Сюда относятся камья, предназначенная для достижения какой‑либо конкретной цели (например, целенаправленная яджна); тапас, опять же с конкретной целью (некоторые формы тапаса относятся к нитья) и врата.

Шудре не разрешается участвовать в ведических ритуалах, читать Веды или произносить ведические мантры. Его садхана сводится к поклонению иштадэвате и баналингапудже с чтением тантрических и пурани‑ческих мантр. Помимо этого, шудрам разрешены те виды врата, которые заключаются в покаянии и благотворительности.

В других случаях врата проводятся при посредничестве брахманов. Тантрическая практика, в отличие от ведической, не знает кастовых ограничений. Чтение тантр, проведение тантрических обрядов (например, сандхьи) и чтение тантрических мантр (например, тантрической гаятри) дозволено всем. В практике чакры могут участвовать даже самые низшие чандалы. Во время чакры все участники совместно принимают пищу и воду и считаются выше брахманов, но по окончании чакры они возвращаются к обычным кастовым и социальным отношениям.

К специфической тантрической практике допускаются все, ибо, по словам «Гаутамья‑тантры», тантра‑шастра предназначена для всех каст и для всех женщин. Женщины, как и низкокастовые, оказываются за пределами современной ведической системы, хотя «Шанкха Дхармашастракара» утверждает, что жена может с согласия мужа поститься, принимать обеты, совершать хому и врата [Врата запрещены девственницам (кумари), беременным женщинам (гарбхини) и во время менструации] и т.д.

По учению тантры женщина может не только получать мантру, но и передавать ее, то есть выступать в роли гуру [Рудра‑ямала, кханда 2, гл.1, Матрикабхеда‑тантра, гл. 7; Анандакальпа‑тантра, на которую ссылается Пранатоши ни, с. 68. В главе \  «Йогини‑тантры» сказано: гуру‑патни махешани гурурева]. Она почитается как гуру и как жена гуру [Камкаламалини‑тантра, гл. 2].

Саму Дэви, олицетворяющую женское начало, называют гуру всех шастр [Агхорачару часто считают отдельной сектой, но некоторые источники с этим не согласны], а все существа женского пола в определенном смысле являются ее земными воплощениями.


ДАЛЕЕ: 19. Ачары