Слово ньяса  происходит от корня «помешать».

Практика ньясы состоит в прикосновении кончиками пальцев и ладонью правой руки к различным частям тела с джапой специальной мантры. Ньяса бывает разных видов [См.: Крияканда варидхи, гл. 2, с. 120 и далее].

Джива ньяса [Более полное описание есть в гл. 5, шл. 105] выполняется после бхута шуддхи, то есть после того, как садхака очистил старое и сформировал новое, божественное тело. Ее предназначение – наполнить тело жизнью Дэви.

Садхака кладет руку на сердце и произносит мантру со’хам (Я это Он), тем самым отождествляя себя с Дэви. Затем он размещает восемь кулакундалини, читая мантры ам, крим, хрим , ям, рам, лам, вам, щам \ шамЛ, сам, хом, хаум  и хамсах,  которые несут в себе жизненные энергии благословенной, дарующей счастье Изначальной Калики [Шримад адъя каликанх прана иха пранах. ].

«В мантрах ам  и т.д. воплощен дух благословеннейшей и дарующей счастье Калики» [Шримад адья каликаях джива иха стхитах]. «В мантрах ам  и т.д. все чувства благословеннейшей и дарующей счастье Калики [Шримад адья каликаях сарвендрияни стхитани].

И, наконец, «Ам и т.д. Пусть речь, разум, зрение, слух и жизненные энергии благословеннейшей и дарующей счастье Калики, приходящие сюда, всегда остаются здесь в покое и счастье. Сваха» [Шримад адья каликаях вам манаш   чакшух шротрагхрана  пранах иха гатья сукхам чирам тиштханту сваха].

После уничтожения греховного тела, создания божественного тела и наполнения его животворящей силой Дэви садхака становится дэвата майя. Затем он переходит к матрика ньясе. Матрика – это пятьдесят букв санскритского алфавита.

Матрика – звуки, рождающие мир, уподобляются матери, даюшей жизнь ребенку. Шабда Брахман, он же звук, логос или слово – Создатель миров, имеющих имя и форму.

Тела божеств состоят из пятидесяти матрик, поэтому буквы алфавита символизируют разные части тела дэваты. Садхака помещает эти буквы в соответствующие места в шести чакрах, сначала мысленно (антар матрика ньяса ), а затем физически (бахья матрика ньяса): он кладет руку на разные участки тела и отчетливо произносит соответствующие матрики. С помощью этого ритуала садхака формирует тело дэваты внутри себя.

В лотосе аджны представляют хам  и кшам , в вишуддхе – ам, аам  и другие гласные, в анахате – согласные от кам  и кхам  до тхам, в манипуре – от дам  и дхам  до рхам,  в свадхистхане – от бам и бхам  до лам, и, наконец, в муладхаре – вам, щам, шам  и сам.  Мысленное произнесение каждого звука должно сопровождаться словом намах.

За внутренней практикой следует внешняя.

Гласные вместе с анусварой и висаргой размешаются по порядку на лбу, лице, правом глазу, левом глазу, правом ухе, левом ухе, правой ноздре, левой ноздре, правой щеке, левой щеке, верхней губе, нижней губе, верхних зубах, нижних зубах, голове и в щели между губами.

Согласным от кам  до вам соответствуют: верхняя часть правой руки и локоть, запястье, основания и кончики пальцев, левая рука, правая нога, левая нога, правый бок, левый бок, спина, пупок, живот, сердце, правое плечо, левое плечо и место между плечами (какуда).

В области от сердца до правой ладони располагается буква щам , от сердца до левой ладони – шам,  от сердца до правой ступни – сам , от сердца до левой ступни – хам , от сердца до живота и от сердца до рта – кшам. При обращении к каждой из этих букв вначале говорится ом,  а в конце – намах. «Тантрасара» выделяет четыре вида матрика ньясы, каждый из которых ведет к своей цели: кевала (матрики произносятся без бинду); бинду саньюта (с бинду); самсарга (с висаргой) и собхья (с висаргой и бинду).

На следующем этапе выполняется риши ньяса, цель которой – достижение чатур варги [Дхармартха кама мокшаптае риши ньясе винийогах]. Мантры обращены к голове, рту, сердцу, анусу, ногам и всему телу в целом.

Обычно используется мантра «В голове приветствую Риши Брахму [Шираси брахмаришае намах]; во рту приветствую мантру гаятри [Мукхе гаятряи ччхандасе намах]; в сердце приветствую Дэви Мать Сарасвати [Хридае матриками сарасватъяи дэватаяи намах]; в скрытой части приветствую биджу, согласные звуки [Гухье вьянджаная виджая намах. ]; в ногах приветствую шакти, гласные звуки [Падайох сваребхьйох шактибхьйо намах]; приветствую висаргу, килаку во всем теле [Сарвам эшу висаргая килакая  (то, что стоит в конце или завершает, твердый придыхательный звук) намах. ]».

Еще одна разновидность мантры с биджей – мантра Адьи, на которую ссылается шлока 123 главы 5: «В голове приветствую Брахму и брахмариши; во рту приветствую гаятри и другие мантры [Мукхе гаятриадибхьяшчхандобхьйо намах]; в сердце приветствую изначальную богиню Кали [Хридае адья йаи каликаяи дэватаяи намах]; в скрытом месте приветствую биджу, крим  [Гухье крим виджая намах], в ногах приветствую шакти, хрим  [Падайох хрим шактае намах];  во всем теле приветствую Калику, шрим  [Сарвамешу шрим каликаяи намах]».

Далее следуют анга ньяса и кара ньяса – две формы шаданга ньясы [Шат  – шесть, анга  – часть, ньяса  – прикосновение]. Когда в шаданга ньясе задействовано все тело, ее называют хридаяди шадан га ньяса, а если участвуют только пальцы рук и ладони – ангуштхади шаданга ньяса. Первая выполняется так: краткий а, согласные ка варги и долгий а  произносятся с хридаяйя намах  (приветствие сердцу). Краткий и,  согласные ча варги и долгий и  произносятся с шираси сваха  (сваха голове).

Твердые согласные та варги, расположенные между кратким и долгим у,  произносятся с шик хайяи вашат (вашат  узлу на макушке). Мягкие согласные та варги, расположенные между гласными е и ай , произносятся с кавачайя  [Кавача – руки скрещены на груди и обхватывают предплечья] хум.  Краткий о, согласные паварги и долгий о  сопровождаются нетра трайя ваушат (ваушат  трем глазам). Между бинду и висаргой [Бинду означает назализацию, а висарга – придыхание] стоят согласные йя и кша, употребляемые с кара тала приштхабхьям астрайя пхат (пхат обеим сторонам ладони) [Все буквы произносятся с анусварой: ам, ям, рам, лам, вам, щам, шам, сам, хам, кшам ах  и т.д.].

В кара ньясе используются те же мантры, что и в шаданга ньясе для всего тела, но они обращены к пальцам (начиная с большого и заканчивая мизинцем), ладони и ее тыльной стороне.

Описанные действия с телом, пальцами и ладонями стимулируют нервную систему в целом и ее центры.
В питха ньясе вместо матрик используются питхи. В обычном смысле питхи – это камарупа и другие места, список которых можно найти в «Йогини хридайе» [Глава 6].

Ньяса существенно помогает достичь состояния, которое садхака воспринимает как нисхождение на него бхавы (природы, состояния) дэваты. Биджи дэваты подобны драгоценностям на разных частях тела. С помощью ньясы садхака призывает в соответствующие места своего Абхишта дэвату, а с помощью вьяпака ньясы он распространяет присутствие божества по всему телу. Садхака пропитывается энергией этого божества и теряет свое «я», растворяясь в божественном сознании.

Ньяса также способствует правильной циркуляции шакти по человеческому телу и устраняет дисгармонию. Это необходимо, чтобы во время практики внимание не рассеивалось. Ньяса и асана необходимы для достижения желаемого состояния ума и читта шуддхи (очищения ума).

Принцип, лежащий в основе тантрической садханы, – трансформация мышления есть трансформация бытия.


ДАЛЕЕ: 34. Панчататтва