Мудрость Махавидий

Мудрость Махавидий

Десять Великих Махавидий приносят просветление посредством освобождающего знания. Они в той или иной своей форме сопровождают путь йогина. Каждая Махавидья в своей неизменной роли дарует свою мудрость, дабы перенести искреннего садхака в трансцендентную реальность.

«Только с помощью мудрости скромный ученик выигрывает состязание с могучим противником… Обладающий мудростью (знанием) легко достигает другого берега этой иллюзии мира… Недостатки, желания и прочие бедствия не могут даже приблизиться к тому, чье видение настолько чисто, весь мир видится таким, какой он есть». [Йога Васиштха]

Десять Махавидий могут быть условно классифицированы как соответствующие нисходящему и восходящему состоянию реальности.

Начиная с надира (упадок, деградация) творения есть Махавидьи, ассоциирующиеся с темными силами жизни, в то время как другие – представляют зенит, кульминацию творения и движимы сиянием чистого состояния существования. Все аспекты богинь-трансформаций несут освобождение, хотя одни приводят адепта к берегам знания, а другие к вершине.

В тантрической традиции, особенно среди шакт (почитателей женского начала), к этим божествам относятся с огромным благоговением и почтением, потому что они держат ключи к психологической трансформации искателя. Эти богини действуют как импульс разума. Таким образом тантризм показывает преимущество динамического представления о космическом единстве, которое заключает в себе гармонию всех различий и парадоксов.

Совокупность Шакти десяти Махавидий как полное отражение этого динамического единства существования, во всех аспектах жизни – темнейших, чистейших, наиболее могущественных и инертных, которые соединились, чтобы образовать единое целое. Окончательная цель садхака заключается в постижении такого восприятия единства и разнообразия, обретение великой мудрости – Мудрости Единого Вкуса, Сома Раса Видьи.

Условно можно выделить четыре мудрости (видьи):

Маха-видья – это знание о всем Его величии; знание тантрического поведения (знание в практике). Такое знание несет Ади Махавидья Кали, как дарующая знание о изначальной силы, Ниргуне.

Шудха-видья – само трансцендентное знание. Это знание несет Богиня Чиннамаста, как дарующая знание о природе ума; Богиня Дхумавати, как знание о истинной реальности; богиня Матанги, как знание проявленного Абсолюта в виде музыки, речи и литературы; богиня Камала, как знание о проявление высшего блаженства и богатства.

Сиддха-видья – знание, дарующее способности, сиддхи. Сюда относят богиню Тару, которая открывает знание о природе ума и переносит через океан сансары; богиню Бхуванешвари, как знание о феноменах и их управлении; Бхайрави, как знание о способах устранения омрачений разума.

Шри-видья – конечное знание, которое охватывает все три мира; это способность применять сиддхи, трансцендентное знание в поведении. Сюда относят Трипура-Сундари.

Но все Махавидья даруют пятую, самую высшую Видью – Видью Единого Источника – Сома Раса Видья.

В разных периодах йогической жизни активна та или иная богиня. К примеру, в период отречения, период ухода в монашество, отшельничество – активна энергия Дхумавати.

В период расцвета и роста активна Камала, она активна в стабильный период расцвета и цветения Дхармы, устойчивой внутренней осознанности садхака.

А к примеру, в период «закалки» (по учению «о 16 кала»), взращивания йогической силы, растворения последних оков двойственности, активна богиня Кали.

В период проявлений способностей и сиддх, связанных с устранением омрачений и препятствий, актина Бхагаламукхи.

Каждая богиня занимает свое место. И в зависимости от ситуации, от целей, которые ставит садхак, он может призывать ту или иную богиню, что способствует усилению нужных энергий в поле садханы. При этом богини ни есть нечто отличное от нас (где-то на небесах), они есть психические проекции, они есть тонкие манифестации наших собственных энергий. Через учение (Махавидьи – символическая его форма) они открываются в сознании садхака, в его кармическом видении. Привлеченные Богини начинают свою манифистацию, даруя свой даршан.

Так же, каждую Махавидью можно связать с какой-то чакрой, как ее центром. Те Махавидьи, которое иконографически изображаются на лотосах, для них чакры имеют особое значение. Чакры обычно понимаются, как огненные колеса, но огонь чакр имеет водную природу. Махавидьи располагаются на древе десяти чакр – сверху вниз по порядку. То есть Кали это Сахасрара, а Камала – Муладхара. Но каждая Махавидья, как правило, отражает энергию двух чакр. Единое колесо всех чакр формирует структуру понимания Тантрического космоса…

Первые пять Махавидий, представляют пять принципов существования:

  • Кали – время,
  • Тара – слово,
  • Трипура-Сундари – свет,
  • Бхуванешвари – пространство,
  • Бхайрави – энергия.

Следующие 5 божеств представляют 5 главных методов трансформации, применимые в практической йоге:

  • Чхинамаста – пустота,
  • Дхумавати – восприятие,
  • Бхагаламукхи – неподвижность,
  • Матанги – знание,
  • Камала – наслаждение.

Святые писания говорят, что без постижения Десяти Махавидий невозможно перейти к практике Маха-мудры или Анутара-Тантра-йоге.

Махавидьи закладывают базовые механизмы осознавания недвойственности.