Наш мир, который воспринимается физическими органами чувств и познается на основании этого восприятия, – один из четырнадцати миров. Часть из них расположена «над» ним, часть – «под» ним.

Согласно сутре [Бхуванаджнянам сурье саньямат  («Йога сутра» Патанджали, гл. 3, шл. 26). Описание миров дается в комментарии], знание об этих мирах может быть получено с помощью сосредоточения на солнечном канале (нади) сушумне в меруданде. На этот нади нанизаны шесть верхних миров, а наверху, в тысячелепестковом лотосе сахасрара падме, находится седьмой, самый высший.

Земля (бхурлока) с ее континентами, горами, реками и океанами – седьмой по счету мир, низший из верхних. Под ней располагаются адские и низшие миры. Над поверхностью земли находится бхуварлока, или воздушное пространство, известное как антарикша, которое протянулось «от земли до солнца». В нем живут сиддхи и другие небесные существа (дэвайони).

«Между Солнцем и Полярной звездой (дхрува) лежит сварлока, или райская область. Рай (сварга) – это место, где ум ощущает счастье, в то время как ад (нарака) – место, где ум ощущает страдание [Вишну пурана, кн.2, гл. 6. Добродетель – это рай, а грех – это ад. Ниракаминати тождественна клешам прапаяти, или причиняющему страданию.], В раю обитают боги и святые.

Эти три области, где существа пожинают плоды своей деятельности, считаются переходными в отличие от трех высших миров и четвертого, относящегося к смешанному типу. После того, как лжива получает вознаграждение за свои дела, она вновь рождается на земле, потому что освобождение (мокша) достигается не благими деяниями, а познанием атмы.

Над сварлокой находится махар лока, а над ней джанарлока, тапарлока и сатьялока. Все эти миры населены различными неземными существами. Чем выше мир, тем выше уровень развития сознания его обитателей. Между поверхностью земли (бхух) и низшими мирами [Вьисы к сутре, в «Вишну луране», кн.2, гл. 5 7, в «Бхагавата», «Падма», «Ваю » и др. пуранах] находятся адские миры, начиная с Авичи.

Согласно общепринятым религиозным представлениям, этих миров 34 [Маханирвана тантра], хотя по некоторым источникам [Вишну пурана.] их столько, сколько существует проступков, заслуживающих отдельного наказания. Шесть из этих миров известны как великие адские миры. Однако в индуизме нет представления о вечных адских муках. Ничто не вечно, кроме Брахмана. Пройдя через ад, джива снова рождается, чтобы творить свое будущее.

В самом низу расположены семь низших миров: сутала, витала, талатала, махатала, расатала, атала и патала, где, согласно пуранам, обитают наги – божественные змеи, сверкающие драгоценными камнями, и где бродят прекрасные дочери дайтьев и данавов, способные очаровать даже самых стойких.

Под паталой находится форма Вишну, происходящая из тьмы (тама гуны), известная как змей Шеша, или Ананта. Он несет на своей голове весь мир, как корону. Его сопровождает шакти Варуни – воплощение его собственного сияния.


ДАЛЕЕ: 5. Жители миров