Шабда, или звук Брахмана, являющийся причиной возникновения Вселенной – это проявление самой Чит шакти.

«Вишвасара тантра» [Глава 2] говорит, что Парабрахман присутствует в теле дживатмы в виде Шабда Брахмана. Он может проявляться в виде букв или оставаться непроявленным. В первом случае он называется Варной, во втором дхвани. Варна происходит из дхвани – тонкого аспекта жизненной силы дживы.

Согласно «Прапанчасаре», вся брахманда наполнена шакти, состоящей из дхвани, который называют также нада, прана и т.п. Проявление шабды в материальной (стхула) форме было бы невозможно, если бы он не существовал в тонкой (сукшма) форме. Все мантры – это аспекты Брахмана и проявления кулакундалини. В философском смысле шабда – это гуна акаши, эфирного пространства, при этом акаша – не источник шабды, а его проявление.

Шабда сам по себе является Брахманом. Аналогично тому, как во внешнем пространстве звуковые волны возникают в результате колебаний воздуха (ваю), в человеческом теле звуковые волны порождаются движением жизненной энергии (прана ваю) и связаны с дыхательным циклом.

Изначально шабда появляется в муладхаре, как шакти, которая дает жизнь дживе. Это она, живущая в муладхаре, порождает прекрасный, едва различимый дхвани, который напоминает жужжание черной пчелы.

Тончайший первоначальный аспект звука, который появляется в муладхаре, называется пара. Менее тонкий, в сердце, называется пашьянти. При соединении пашьянти с буддхи образуется еще более плотная субстанция мадхьяма. Последняя полностью материализованная форма – исходящая изо рта вайкхари. Кулакундалини, сущность которой варна и дхвани – не что иное, как проявление Параматмы и сам Параматма.

Точно так же сущность всех мантр, каковы бы ни были их внешние проявления в виде звуков, букв или слов, одна и та же – чит. В действительности все буквы алфавита (их называют акшара) – не что иное, как янтра акшары – вечного Брахмана. Но садхака осознает это только тогда, когда его шакти в результате практики соединяется с мантра шакти.

Всеми мантрами повелевает многоликая, проявляющаяся в виде разных божеств материальная (стхула) форма кулакундалини, хотя все садхаки стремятся к ее тонкой (сукшма) форме. В ходе практики с пробуждением мантрашакти начинает проявляться дэвата мантры, а с обретением совершенных мантра сиддхи дэвата, он же саччидананда, раскрывается полностью.

Различные сочетания варн, нады, бинду, гласных и согласных в мантре указывают на различные формы проявления дэваты. Отдельные вибхути (аспекты) дэваты связаны с определенными варнами, но совершенная шакти проявляется только во всей мантре целиком.

Отдельное слово или звук мантры это еще не мантра. Только та мантра, в которой играющий дэвата проявил тот или иной свой аспект, позволяет установить связь с этим аспектом, поэтому она считается индивидуальной мантрой этого частного аспекта. Таким образом, каждая конкретная форма дэваты раскрывается через определенную мантру, по отношению к которой эта форма является ад хиштхари.

Мантра состоит из набора букв, отражающих определенную последовательность звуков. Для достижения желаемого эффекта важно правильное произношение мантры, с учетом ритма (свара) и тона (варна). Тексты мантр можно найти в Ведах, пуранах и тантрах. Последние по сути представляют собой мантра шастру.

Говорится, что тантра, состоящая из мантры – Параматма, Веды – джи ватма, даршаны (школы философской мысли) – органы чувств, пураны – тело, смрити – руки и ноги. То есть тантра – это состоящая из мантры шакти сознания. Мантра отличается от молитвы или атма ниведаны (вверения себя высшей силе).

Молитва облекается в слова, которые выбирает молящийся, и имеет явный смысл. Только тот, кто ничего не понимает в принципах шастры, может считать мантру всего лишь словами, с помощью которых человек выражает то, что хочет сказать высшей силе. Если бы это было так, каждый садхака мог бы говорить на своем языке, и ему не нужно было бы обращаться к вечным, раз и навсегда установленным шастрой звукам.

Смысл мантры может быть явным, а может быть скрытым. Биджа мантры, например аим, крим , хрим , не имеют смысла в обычном языковом понимании. Но посвященные знают, что каждая из этих мантр представляет то или иное божество и является дхвани, которая озвучивает все буквы и присутствует во всем, что мы говорим или слышим. Таким образом, всякая мантра – воплощение Брахмана. Хотя мантра и выражается в звуках и символах, шастра гласит, что тот, кто считает гуру всего лишь камнем, а мантру всего лишь набором букв, попадает в ад.

Манана, или размышление, приводит к настоящему пониманию монистической истины, что Брахман и брахманда имеют одну и ту же сущность. Первый слог слова «мантра» – ман  – взят из слова «манана», а тра  – от слова «трана», означающего освобождение от пут сансары, феноменального мира.

Составленное из этих двух частей слово «мантра» означает нечто приводящее в действие (амантрана) чатурваргу – четыре задачи сознательного бытия. Таким образом, обычная молитва может быть просто звуком, но мантра – мощная движущая сила, слово силы (дающее мантра сиддхи), и поэтому способствует осуществлению чатурварги, устранению двойственности восприятия и освобождению. Вот почему говорится, что джапа обязательно приводит к обретению сиддхи.

Мантра позволяет вступить в контакт с дэватой и подчинить его.

С помощью заключенных в мантре сиддхи открывается видение трех миров. Хотя пуджа, чтение священных текстов и гимнов, жертвоприношение (хома), дхарана, дхьяна и самадхи преследуют ту же цель, что и дикша мантра, они не так эффективны, поскольку опираются только на садхана шакти садхаки, в то время как при практике мантры садхана шакти работает вместе с мантра шакти – самой могущественной силой, в которой проявляется стихия огня.

Во время посвящения (дикши) садхака получает особую мантру – биджа мантру, или мантру семя. Биджа – это семя, посеянное в сердце садхаки. Сандхья, ньяса, пуджа и т.п. – ствол и ветви; гимны восхваления (стути), молитвы и благоговение (вандана) – листья и цветы; а состоящая из мантры кавача – плод.
Мантры делятся на солнечные (саура) и лунные (саумья), а также мужские, женские и нейтральные.

Солнечные мантры – мужские, а лунные – женские. Мужские и нейтральные формы называются мантра, а женские – видья. Считается, что в нейтральных мантрах, к которым относятся, например, пуранические мантры, оканчивающиеся на намах,  жизненной силы меньше, чем в других мантрах.

Мужские и женские мантры оканчиваются иначе. Так, хум  и пхат  – мужские окончания, а тхам или сваха – женские [См.: Шарадатилака, гл. 2, Нарада панчаратра, гл. 7, Прайогасара и Пранатошини, с. 70. Может возникнуть вопрос, почему абстрактным ментальным образам приписывается пол. В тантре считается, что это необходимо самому садхаке].

«Нитья тантра» дает мантрам разные названия в зависимости от количества слогов. Односложная мантра называется пинда, трехсложная – картари, мантра от четырех до девяти слогов – биджа, от десяти до двадцати – мантра, более двадцати – мала. Но термин биджа часто применяется к односложной мантре.

Тантрические мантры называются биджа (семя), потому что они подобны семени, из которого развивается плод сиддхи, и потому, что они составляют самую сущность мантры. Это слоги хрим, шрим, крим , хум , аим, пхат  и т.п., которые разбросаны по всему тексту [См. также раздел Атхарваведы, посвященный мантрам.

Тантра находится с ним в тесной связи.]. У каждого дэваты есть своя биджа [Крим  (Кали), хрим  (Майя), рам  (Агни), ем  (Йони) и т.д.]. Первичная мантра божества называется корневой мантрой (мула мантра). Говорят также, что слово «мула» обозначает тонкое тело дэваты, которое называется кама кала.

Повторение мантры без знания ее смысла или метода ее джапы – не более, чем шевеление губами. Мантра спит.

Правильная джапа и подготовка к ней сопряжены с рядом различных действий. Это очищение рта (мукха шодхана) [См.: Шарадатилака, гл. 10. Джапа пранавы или другой мантры зависит от того, к какому божеству обращается садхака. Например, Ом хсау  – мантра Бхайравы], очищение языка (джих ва шодхана) [Три раза повторяется биджа, три раза пранава и снова три раза биджа. Процесс повторяется семь раз.], очищение мантры (ашауча бханга) [Джапа мула мантры, начинающаяся и заканчивающаяся пранавой], куллука [См. Шарадатилаку. Куллука (она делается над головой) Калики – это Майя (см.: Пурашчарана бодхини, с. 48 и Тантрасара)], нирвана [Джапа мула биджи и матрика биджи в манипуре. // Обычно это махамантра Ом  или майя биджа хрим], нидра бханга, или пробуждение мантры и мантра чайтанья, или оживление мантры. Формирование мысленного образа божества называется мантрартхабхавана.

Существует десять санскар мантры. Семикратное повторение биджи со слогом ом  в начале и в конце называется дипани. То же самое с заменой ом  на хрим называется прана йога. Йони мудра – это созерцание образа гуру в голове, на ишта дэвату в сердце и на Йони рупа Бхагавати от головы до муладхары и от муладхары до головы, с десятикратным повторением йони биджи. Мантра сама по себе является дэватой. Садхака пробуждает и оживляет ее с помощью чит шакти, отбрасывая все мысли о буквах, пронзая все шесть чакр и созерцая Безупречную.

Шакти мантры, вачака шакти – средство достижения вачья шакти. Вачака шакти – это жизненная энергия мантры. Садхана пробуждает сагуна шакти, которая открывает двери, ведущие к вачья шакти. Проявленная (сагуна) Мать является адхиштхари дэватой гаятри мантры, а Мать, не имеющая атрибутов (ниргуна) – вачья шакти этой мантры.

На самом деле они одно, но джива, в силу законов своей природы, состоящей из трех гун, должна глубоко размышлять о материальной (стхула) форме [Вопреки представлениям некоторых современных индуистов, эти формы существуют не только в воображении садхаки. Согласно традиционным взглядам, божество действительно является садхаке в этих формах]. Только после этого она сможет осознать тонкую (сукшма) форму, которая дает освобождение.

Мантра дэваты – это сам дэвата. Одна из функций мантры состоит в том, что ее вибрации преобразуют садхаку, гармонизируя нестабильные вибрации его оболочек. Но, помимо этого, из мантры возникает образ ее дэваты [Шрини дэви правакшьями, виджанам дэва рупатам.  // Мантроччаранаматрена, дэва рупам праджаяте.  // (Брихад гандхарва тантра, гл. 5)].

Способность эффективно применять мантру и получать ее плод [Ям ям прартхаяте камам  // Там тамапноти нишчитам  // («Чего бы ни пожелал садхака, он непременно это получит» – Пранатошини, 619)] называется мантра сиддхи, а освоенная мантра – мантра сиддха.

Мантры делятся на сиддха, садхья, сусид дха и ари в зависимости от того, являются ли они друзьями, слугами, помощниками или разрушителями. Это определяется для каждого садхаки в отдельности, с помощью расчетов чакры.


ДАЛЕЕ: 21. Гаятри мантра