Мантра играет исключительно важную роль во всей тантрической практике.

Мантра – это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения, обычно слово мантра переводится как “очищающая ум или сознание”, так как “ман” означает ум или сознание (манас), а “тра” – очищать.

Другое значение этого слова, приводимое в некоторых Тантрах, связано с переводом слога “ман” как знание и слога “тра” как “то, что спасает”.

Так утверждается:

“Мантра так названа потому, что она спасает того, кто достиг совершенства (сиддхи) (в ее повторении) от пут перерождений через знание (манана) вселенной”.

Мантра – это Абсолют, проявленный в звуке.

Она – сама Шакти, единая с Шивой, проявляющая Себя как звуковая вибрация. Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации. Концентрируясь на этой энергии Бога, проявленной как звук, мы вступаем в непосредственный контакт с Высшим, в результате чего наше сознание очищается, и, в конце концов, мы получаем спасение от всех страданий.

Существует множество мантр, которые при правильном отношении к ним и повторении ведут к высшему состоянию. Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести садхака (практикующего) в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций.

Процесс повторения мантры – это не скучное и безрадостное занятие, но живое и притягательное действо, во время которого мы вовлекаемся в сферу взаимоотношений со Всевышним (с Высшей Реальностью) и, погружаясь все глубже и глубже, проникаем в область сверхсознательного. Другими словами, с помощью повторения мантры мы постигаем свою истинную Сущность, которая есть вечное разумное блаженство (саччидананда).

Тантра содержит в себе эзотерическое знание о биджа-мантре.

Биджа-мантра – это “семя-слог”, обладающий внутренней скрытой потенцией или энергией, которая может быть раскрыта в результате его правильного повторения. “Односложная биджа-мантра для тантрической садханы (практики) то же, что и семя для дерева: как семя обладает потенциалом дерева, точно также и один звук может содержать в себе всю тотальность божественного в своей вибрации” .

Выражение биджакшара или “семя-слог”, используемое в Тантрах для обозначения биджа-мантр, состоит из двух слов: биджа – “семя” и акшара, что означает как “слог”, так и “нетленный”.

В образовании различных биджа-мантр участвуют все слоги санскритского алфавита. При образовании той или иной биджа-мантры, несколько слогов группируются таким образом, что образуют единый “семя-слог” (биджа). Таким образом, каждый биджа (“семя-слог”) на самом деле состоит из нескольких слитых воедино букв или слогов. Каждый из этих составляющих слогов имеет определенное символическое значение.

Каждая биджа-мантра заканчивается точкой в полукруге (этот знак называется анусвара), которая при написании ставится над слогом и означает назализацию звука (т.е. (м) или (н), произносимое в нос). Сама точка (бинду), завершающая “семя-слог” (биджа), представляет из себя символическое выражение изначального состояния единства Шива-Шакти (или Абсолюта и Его энергии самопостижения). Бинду является символом освобождения, так как с помощью концентрации на внутренний назализированный звук при повторении биджа-мантра с ощущением изначального единства Шива-Шакти достигают освобождения.

Каждое Божество (то есть каждый аспект Бога) имеет свою биджу. Ученик получает биджа-мантру от гуру во время посвящения и, таким образом, входит в непосредственный контакт с тем или иным аспектом Бога. Семя просеивается в почву, которая вспахивается, очищается и поливается. Подобным образом биджа-мантра помещается в сердце ученика, чистое и орошенное водой Божественной милости.

Знание биджа-мантр и тайной науки их практического применения – отличительная особенность всей тантрической системы. “Считается, что биджа-мантра содержит в себе всю потенцию и полное значение доктрины. Целый трактат, состоящий из тысяч, стихов, может быть уложен в несколько стихов, затем суммирован в несколько строк и, наконец, сокращен в биджа-мантру, которая хотя и является самой маленькой звуковой единицей, будет сохранять в себе полную силу всей доктрины”.

Даже после самого повторения биджа, ее воздействие продолжается. Энергия, хранящаяся в каждом таком “семя-слоге”, может быть активизирована и приведена в действие. Утверждается, что сила той или иной биджи может быть сконцентрирована в головном центре аджна и пробуждаться к действию по желанию.

Такие биджа-мантры как ОМ, ХРИМ, КРИМ, ШРИМ, КЛИМ, ХУМ, ПХАТ и др., по отдельности или в различных сочетаниях, широко используются во всей тантрической традиции. Для человека со стороны смысл таких “семя-слогов” остается неведомым и повторение их может показаться “невнятным бормотанием магических формул”, или чем-нибудь в этом роде. На самом же деле – в каждой из биджа-мантр содержится глубокое смысловое значение.

Биджа-мантра ОМ – самый могущественный звук, источник всех мантр и ключ к Реализации.

Он состоит из трех звуков: А-У-М, которые символизируют три функции по отношению ко вселенной:

А – творение (Божество – Брахма), У – поддержание (Вишну) и М – разрушение (Шива).

О мантре ОМ говорят как, о царе всего звучащего, матери вибраций, квинтэссенции всего космоса, ключе к вечной мудрости и силе. Пранава  является изначальным звуком, из которого рождается вся вселенная, которым она поддерживается и в который она входит после растворения.

Повторение бидж и других мантр пронизывает все аспекты тантрической практики. Каждая биджа может повторяться как отдельно, так и в сочетании с другими мантрами, в зависимости от совершения того или иного вида духовных упражнений или ритуалов.

Вот несколько биджа-мантр с расшифровкой их внутреннего смыслового значения:
ХРИМ – называемая Майя-биджа – это биджа-мантра богини Бхуванэшвари, Матери вселенной, женской энергии сфер. Слог “ха” означает Господа Шиву, “ра” – Шакти, длинный “и” – махамайя (трансцендентную иллюзию), назализированный звук “м” (или “н”) – источник вселенной (Шива-Шакти) или звук освобождающий от страданий .

ШРИМ – Лакшми-биджа – биджа богини Лакшми, божественной супруги Вишну. Выражает женскую энергию изобилия и разнообразия. Может повторяться для приобретения чего-либо и с целью получения наслаждений. “Ша” – означает трансцендентную божественность изобилия, “ра” – богатство, “и” – достижение или удовлетворение, “м” – безграничность или освобождение от страданий.

ХУМ – курча-биджа – биджа Шивы. Слог “ха” означает Шиву, длинное “У” – Бхайрава или разрушительный аспект Шивы, звук “м” означает высшего Освободителя от страданий (т.о., все три составляющих слога являются различными аспектами Шивы). Эта биджа – охранительное оружие, так как она вызывает силу Шивы, который является как созидающим, так и разрушающим; Он спасет от страданий.

КРИМ – Кали-биджа – биджа Кали, выражающая власть над творением и разрушением. С помощью повторения этой мантры устраняются все преграды. “Ка” – означает Кали, “ра” – Абсолют (Брахман), “и” – трансцендентную силу иллюзии (махамайя): “м” – изначальный звук, освобождающий от страданий .

КЛИМ – Кама-биджа – биджа-мантра бога любви Камы, или – биджа любовного желания Шивы или Кришны в образе Камадэва (бога любви). Выражает удовольствие, наслаждение, блаженство, “ка” – символизирует Камадэва, или трансцендентное любовное желание (Кама), “ла” – означает силу Индры или бога пространства (или Небес); долгий “и” – удовлетворение и счастье, “м” – освобождение.

Существует также множество других биджа-мантр, таких как АЙАМ – биджа богини Сарасвати, КРОМ – еще одна биджа Шивы, ПХАТ – биджа, используемая для разрушения или растворения негативных сил и воздействий, ДУМ – биджа богини Дурги, ГАН – биджа бога Ганэши, и т.д.

Мантры, используемые в соответствии с практикой кундалини-йоги  обладают безграничной силой. Сила мантр разнообразна. В некоторых мантрах преобладает воля, в других – наслаждение; в некоторых доминирует творческая сила, в других – разрушительная, в некоторых преобладает покой.

Мантры подразделяются на мужские, женские и нейтральные.

Такие мантры как ХУН, ПХАТ – мужские.

Такие как ХРИМ, КРИМ, СВАХА – женские. Мантра НАМАХ – нейтрального рода. Поэтому, если мантра, состоящая из нескольких слогов или слов заканчивается на ХУМ, ПХАТ – она считается мужского наклонения, если на СВАХА – женского, на НАМАХ – нейтрального.

Мантры, состоящие из нескольких слогов или слов, имеют как бы различные части тела. Так пранава, находящийся в начале мантры, как, например, в мантре ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ, является “лицом” мантры, гласные являются “сердцем” мантры и т.д.

Как уже говорилось, различные биджи и более длинные мантры используются в различных медитативных упражнениях, ритуалах и обрядах, в связи с концентрацией на различные аспекты Божественного.

Существуют мула-мантры, или “коренные”, основные мантры для той или иной традиции. Каждое из основных Божеств, имеет свои мула-мантры. Так, мула-мантра Шивы – ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ.

Мула-мантра Вишну или Нарайяна – ОМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ. Мула-мантры обладают огромной силой и повторяются как основные поклонниками соответствующих тантрических традиций.

Мантры обычно повторяются на четках, и тогда этот процесс называется джапа. Другим типом мантры является аджапа-мантра, или мантра, которая мысленно произносится с дыханием и не отсчитывается на четках или пальцах. Такая аджапа-мантра именуется великой мантрой освобождения.

Мантра, повторяемая после совершения пранайамы (дыхательных упражнений), считается особенно действенной и называется мантра-джапа. Мантры, произносимые во время богослужения (пуджа) и ритуалов небольшое количество раз, не нуждаются в использовании четок.

Джапа (или повторение мантр на четках) бывает трех видов: манаса, упамшу и вачика. В манаса-джапе следует повторять ее слоги (или слог) мысленно, постигнув смысл мантры.
При этом возможна визуализация каждого санскритского слога мантры во время такой мантра-медитации.

Манаса-джапа – признается наивысшим уровнем повторения мантры.

В упамшу-джапа – садхака, концентрируя сознание на Божестве, слегка двигает языком и губами и его повторение может быть едва слышно. Такой уровень повторения считается средним. В вачика-джапа – мантра повторяется вслух. Такой уровень повторения признается наихудшим.

Четки, используемые для повторения мантр, бывают разных видов, в зависимости от Божества, которому поклоняются, а также по количеству бусин. Традиционным количеством бусин для повторения является 108 (священное число; такие четки называются уттама (наилучшие). Однако, для различных целей могут использоваться также четки из 55-ти (мадхьяма – средние), 28-ми (адхама – наихудшие) бусин, а также из 100, 50, 30, 27, 15, 14, 10, 8 бусин.

Круг четок, находящихся на нити или шнуре, завершается одной большой бусиной (109-ой в случае 108-ми бусин), которая называется Мэру и символизирует непосредственно то Божество, которому поклоняются. После каждой бусины обычно делается узел на нити, что делает повторение удобным.

Различные четки (мала) используются в случае поклонения различным Божествам и в различных ритуалах и медитациях. Четки могут быть сделаны из разных материалов: дерева, кристалла, золота, серебра, меди, жемчуга, корала, слоновой кости, раковины и т.д.

Для повторения мантр, обращенных к Ганэше – рекомендуется мала (четки), сделанные из бивня слона (гаджаданта-мала), для Вишну-мантр – четки из священного дерева туласи (туласи-мала); для Шива-мантр – четки из семян священного дерева рудракши (рудракша-мала); для Кали-мантр – металлические или из кристалла, или рудракши; Маха-шанкха – (или Рахасйя) мала (четки, сделанные из несгоревшей части человеческого черепа) предписываются для определенных Дэви – и Шива-мантр.

Четки, даваемые гуру во время мантра-дикша , обладают особой силой. Только от гуру могут быть получены наставления относительно того, как следует правильно повторять мантру, как использовать мала (четки), как хранить их и т.д.

Повторяя мантры, полученные от гуру с самоотдачей, утвердившись на великом пути мантра-йоги, садхака через определенный период времени достигает мантра-сиддхи (совершенства в результате повторения мантр) и, в конце концов, достигает исполнения всех желаний и полного освобождения.


 ДАЛЕЕ: Пуджа – тантрическое богослужение.