Карма – это действие, его причина и следствие.

Всякое действие имеет причину и следствие, поэтому прошлое, настоящее и будущее связаны в одно целое. В дживатме, живущей в материальном мире, иччха, джняна и крия шакти проявляются в виде желания, знания и действия.

В «Брихадараньяка‑упанишаде» сказано: «Поистине, человек состоит из желаний. Каковы желания, таковы и мысли. Каковы мысли, таковы и поступки. Каковы поступки, таковы и результаты» [Гл. 4, шл. 5].

Так создается индивидуальная карма. «Тот, кто охвачен желанием, трудится, чтобы получить то, к чему устремлен его ум» [Там же, шл. 6]. «Он становится тем, о чем думает» [Чхандогья‑упанишада, III, xiv. 1].

Когда говорят: «Что посеешь, то и пожнешь», имеется в виду не наказание или вознаграждение, а последствия действия, которые есть не что иное, как его часть. Поступок и его следствие имеют одну и ту же изначальную причину. Можно сказать, что действие по ходу развития трансформируется в свой результат. Дживатма испытывает счастье, если творит благо, и страдает, если творит зло [Махабхарата, Шанти‑парва].

Карма делится на три вида. Санчита‑карма – это совокупность всей позитивной и негативной неотработанной кармы, накопленной в прошлом. Тот ее аспект, который определяет условия последующих рождений, называется санскара, или васана.

Вторая форма кармы – прарабдха. Это та часть санчита‑кармы, которая «созрела». Она проявляется и отрабатывается в текущей жизни. Третий вид – новая карма, которую человек постоянно пополняет своими поступками. Она называется вартама‑на или агами [Дэви‑бхагавата, Vl.x.9,12,13,14.].

Природа дживатмы такова, что пока она находится в сансаре, феноменальном мире, она непрерывно создает новую карму и пожинает плоды старой. Времени и карме подчиняются даже дэвы [Намастат кармабхьйо видхирапи на йебхьхх прабхавати, Йешамастаджагатшриштистхитисамхаракаренах  // Тепи колешу лиянте калохи валаваттарах]. Карма может сделать дживу Индрой [Дэви‑бхагавата, IX.xxvii. 18‑20].

Таким образом, карма – это невидимый (адришта) отпечаток предписанных и запретных действий дживы, которые ведут к ее материальному воплощению. Совокупность всех плохих и хороших поступков называется кармамала  (нечистые действия). Даже хороший поступок не приближает к освобождению, если он совершается ради результата.

Тот, кто думает о награде, получит награду. Но освобождение – это работа Шивы‑Шакти, и единственный путь к нему лежит через брахмаджняну, разрушение стремления к индивидуальному существованию и осознание единства с высшим началом. На этом пути не должно быть никаких эгоистических мыслей.

Как только исчезают желания, связь человека с сансарой разрывается. По тантрическому учению, садхана и ачара индивида должны соответствовать его карме. Склонности, характер и темперамент человека обусловлены санчита кармой. От прарабдха кармы нельзя уйти, но ее можно отработать.

Признавая силу кармы, тантра разработала специальные методы для разных типов людей с учетом того, что у каждого свои потребности и каждому нужен свой особый метод, хотя цель у всех одна. Так, садхана, предписанная вире, не годится для пашу. Решение о том, какая практика лучше всего подходит тому или иному садхаке, принимает гуру.


ДАЛЕЕ: 48. Четыре жизненных цели