Камала означает «лотосная», ее еще называют Лакшми, Шри, Падма.

Богиня Лакшми, «сияющая», благосклонная, прекрасная, дарящая счастье, благостная», рождается из лотоса.

В Вишну-пуране описывают ее рождение из вод молочного океана во время его пахтания Богами и Асурами:

«98. Затем из вод, блистая красотой, поднялась, смущая помыслы, богиня Шри, она стояла в сияющем лотосе, в руках у нее был лотос.

101. Небесные слоны, взяв золотые кувшины с чистейшей водой, омывали богиню, великую Правительницу всех миров.

102. Бог, носящий образ молочного океана, дал ей гирлянду из неувядающих цветов, а Вишвакарман изготовил ей украшения для тела.

103. В одеждах, с небесной гирляндой, омытая, убранная украшениями, она на виду у всех богов прильнула к груди Хари».

В Вишну-смрите она так сама и говорит:

«…Я всегда пребываю возле бога Мадхусуданы, Вишну, в его золотом сиянии!..

Я пребываю в солнце, в луне, в скоплении звезд, в безоблачном небе, в облаке, несущем дождь и в многочисленных молниях Индры в грозу! Я пребываю в чистом золоте и серебре, в блистательных драгоценных камнях и одеждах, о, Земля, в гирляндах белых дворцовых построек и в храмах, украшенных флагами!.. Я пребываю в львинном троне, в деревьях амалака и бильва, в зонте, в начищенном мече и в отражении зеркала! Я пребываю в кувшинах полных воды,… в словах Вед, в звуке раковины, в восхвалениях «Сваха!».

И я всегда сопутствую Мадхусудане (Вишну) и ни на мгновение не пребываю отдельно от Пурушоттамы!»

Она принадлежит только вселенскому хранителю Вишну. Это означает, что творческая энергия Абсолюта в состоянии саттвы усмирена, укрощена, и она всегда рядом с естественным состоянием недвойственности. Она не далеко ушла от своего господина и не движется сама по себе. Она олицетворяет собой принцип служения энергии естественному уму. Поэтому ее часто изображают ниже ростом и массирующую ноги Вишну.

Также Лакшми связана с богом Куберой. Кубера – это божество богатства, который считается локапалм-владыкой севера, обладателем и распределителем богатства, властелином и стражем сокровищ земли.

Камала (Лакшми, Шри) – это знание о высшем блаженстве, гармонии, благополучии и о том, как быть богатым. Она дает знание о том, как использовать наслаждение на благо йогической практике. Она дает знание о феноменальном мире в период его расцвета. И богатство – это «прежде всего, быть в Боге, в Вишну – то есть это наивысшее знание, которое передает Лакшми».

Лакшми – это полнота, «пурна»; это счастье, великолепие, слава, здоровье, сила воли, сила намерения, сила проявления и процветания, прогрессивная творческая энергия. Она всегда – успех, блистательность, царственность, величие, достоинство, стабильность.

«Все обращаются с радостью и страстным желанием к Махалакшми. Ибо она накладывает чары, опьяняющие сладостью божественного начала. Пребывать в близости к ней – уже глубокое счастье. А ощущать ее в своем сердце, значит превратить свое существование в восторг и чудо. Потоки милости, очарования, нежности, льются из нее словно свет солнца… Прикосновение ее рук магнетично. Их тайное и тонкое влияние очищает ум, жизнь и тело. И где она касается своими волшебными ступнями, там тотчас же струится волшебный поток околдовывающей ананды… Если она обнаруживает себя в сердце человека, окруженного ненавистью, ревностью, злобой и завистью – божественное отвращение охватывает ее, и она уходит. Ибо она не та, кто будет настаивать и бороться за что-либо».

Многие считают, что Лакшми связана только с богатством и что садху она не очень нужна, поскольку садху не ищет богатства. Однако, это не совсем так, поскольку есть много форм Лакшми. Есть Лакшми, которая дарует вайрагью; есть, которая дарует сиддхи устранения препятствий, Лакшми, которая дарует различные знания.

Это сам принцип успеха, удачи, благоприятствования. Он может проявляться в чем угодно, как в материальном, так и в здоровье, сиддхах долголетия, в богатстве знания, в магических силах, во влиянии в материальном мире, материальное процветание. Материальное процветание, это только один из аспектов, и весь этот аспект называется словом Шри.

Шри – это излучение, сияние, слава Бхагавана, которая может проявляться как угодно. И когда мы призываем Лакшми, прежде всего мы призываем успех в духовной практике, богатство духовного развития, божество удачи для садхака. Это богиня, которая связана с несколькими энергиями, такими как иччха-шакти и айшварья-шакти.

Способность применить волю на духовном пути очень важна. Если садху не умеет прилагать свою волю, добиваться поставленных целей, значит он обделен Шри, у него недостаток этих божественных энергий в каналах. В миру же ее призывают для успеха и удачи.

Однако, когда призывают Лакшми – это не значит, что Лакшми спускается с небес и осыпает деньгами. Состояние реализации Лакшми − это состояние ума – «я могу себе позволить это проявлять или этим обладать».

Иконография

Камала

«Лицо ее прекрасного золотого цвета, ее купают четыре огромных слона, поливая ее нектаром из кувшинов. В одной паре рук она держит два лотоса, другой парой делает жесты дарования милости и неустрашимости. На ней великолепная корона и шелковые одежды».

В космическом масштабе лотос олицетворяет все устройство вселенной. Он есть духовная чистота, сила и власть. Он – символ жизни и плодородия. Связь Шри с лотосами указывает на то, что она символизирует определенное совершенство или состояние чистоты, превосходящее материальный мир, корнями, тем не менее, находясь в нем. Он так же связан со светом, так как он раскрывается на восходе и складывает лепестки на закате; его можно привлечь чистотой и знаниями.

Одна из рук в положении абхайя-мудра – жесте, дарующем милость и процветание; другая – варада-мудра – дарующая бесстрашие.

Она окружена слонами, которые связаны с облаками и дождем и, следовательно, с плодородием; то есть устойчивое, стабильное присутствие, стабильный ум, поддерживающий равновесие и баланс во вселенной или равновесие 5 элементов в теле. Слон – так же элемент воды, которая есть гибкость сознания или гибкость естественного состояния.

Таким образом, Камала – это знание о высшем блаженстве, богатстве и гармонии; она – шуддха-видья.

Значение имени: «лотосная»

Гуна: саттва

Мир: феноминальный

Цвет: розовый, золотой

Семенная мантра: ШРИМ

Мантра: АУМАЙМХИМ ШРИМ КЛИМ ХАССАУ ДЖАГАТПРАСУТАЙЕЙ НАМАХА

Видья: шуддха-видья; знание о высшем блаженстве, богатстве и гармонии

Янтра

Янтра - Янтра


10 МАХАВИДИЙ

ОПИСАНИЕ – ИКОНОГРАФИЯ – МАНТРЫ – ЯНТРА

Кали

Тара

Трипурасундари

Бхуванешвари

Чиннамаста

Бхайрави

Дхумавати

Бхагаламукхи

Матанги

Камала