История происхождения тантры

История происхождения тантры

Никто не знает, сколько лет существует Тантра. Кое-какие ссылки можно отыскать в древнейшей литературе Индии. Самые ранние из сохранившихся буддистских священных книг, датированы VI в.н.э. Многие элементы, впоследствии ставшие тантрическими, можно найти в древних индийских и буддистских манускриптах; позднейшие тексты уже ссылаются на Тантру как на «Атхарва Веду» (Atharva Veda), идентифицируя ее, таким образом, как часть наиболее древних священных ортодоксальных произведений индуизма.

Существуют индуистские, буддийские и даже, если пойти еще дальше, джайнистские варианты Тантры. Начиная со средних веков, Тантрой пользовались самые широкие слои индийского общества, особенно жители Бенгала, Ассама, Кашмира и, частично, юга. Там Тантра смешалась и восприняла мусульманские идеи, распространилась во многих других странах Востока. Она достигла Китая в восьмом веке; тогда в столице Танга (T’ang) были возведены два тантрических буддистских храма. Оттуда она переместилась в Японию. Возможно, тантрические буддисты Танга практиковали сексуальные обряды, присутствующие также и в китайском даосизме.

Известно, что такие обряды использовались в японской секте Ташикава (Tachikawa), основанной в двенадцатом столетии. Пуританское конфуцианство, как Китая, так и Японии искоренило само упоминание о сексуальных аспектах Тантры, оставив схематическую психологическую версию. С другой стороны, на Тибете расцвел, начиная с 7 века и до наших дней, вариант буддистской Тантры; тибетский вариант Тантры распространился в Монголии, отдельную его ветвь можно встретить и в Китае. В Непале буддистская Тантра развивалась с давних времен параллельно с индуистской. В Юго-Восточной Азии индуистский вариант Тантры принят в Камбодже и на Яве, начиная с VIII в.н.э., в то время как буддистский распространился по остальной Юго-Восточной Азии.

В Тантре много архаических элементов. Некоторые из них столь же древние, как и пещерный палеолит Европы, и могут быть соотнесены с ним. В громадном пещерном комплексе Пеш-Мерль (Pech-merle, Франция) есть часовня с ориентированными вниз «женскими» треугольниками, в точности совпадающими с символикой в индийских храмах. Другие параллели будут рассмотрены ниже. Более чем вероятным является тот факт, что то, что мы понимаем под Тантрой — есть совмещение очень древних и мощных образов, обрядов и мыслей с моделями индийского способа жизни.

Действительно, Индия является страной, в которой тщательно сохраняются традиции незапамятной древности. Поэтому не имеет смысла спорить о первенстве одной тантрической секты или священной книги над другой, хотя историки могут делать это в своих целях. Важным здесь является то, что раз основные компоненты Тантры древнее любой из многочисленных индийских религий, нет ничего удивительного, что каждая из этих религий и отдельных школ выработала собственную версию, приспособив эти компоненты к своему учению.

Это помогает понять, почему не нужен тщательный лингвистический анализ, сделанный Адеханандой Бхарати (Agehananda Bharati). По сути дела, Тантра является предметом не рационализированной терминологии, а внутренних фактов опыта, однозначно выразить которые термины не в состоянии: разные термины могут, а зачастую и обозначают, одинаковые факты.

Важным для нас является то, что архетипические элементы, присутствующие в культе, могут на практике проложить дорожку к открытию и, возможно, к пробуждению в нас этих глубинных видов опыта и обучить нас использовать его должным образом.

Как известно из относительно недавней истории, Тантра передавалась по семейным каналам от учителя к ученику. Очень часто ученику приходилось многие годы тратить на поиски своего единственного и истинного учителя. Ведь говорится же, что только тот, кто соответствует учителю, может найти и распознать его. Так как произведения тантрического искусства служили либо для объяснения между учителем и учеником, либо для выполнения индивидуальных обрядов, они выполнялись из недолговечных материалов. Вот почему они небольшого размера и, предназначенные для непосредственного использования, не претендуют на высшее качество.

Отличительной чертой такого рода искусства является то, что художник заранее знает, что именно он хочет создать. Даже второстепенные детали стандартизированы и канонизированы, так что художник, создавая образ, просто подражает старым образам. Точность рисунка от руки достигалась многократным повторением одних и тех же компонентов. Цвет ограничивался стандартной гаммой, каждый оттенок которой обладал определенным значением.

Несмотря на то, что цвет использовался в первую очередь для передачи известного символического значения, он являлся еще и сильнейшим средством воздействия. Это вопрос не только оттенков, насыщенности и густоты. Используемые пигменты могли быть признаны традиционными и канонизировались по степени отражения света и пробуждению определенных эмоций. Выбранные цвета нельзя было разбавлять или заменять другими; сила их воздействия постоянно должна была находиться на максимуме. Цвета, подобранные так, чтобы соответствовать предписанной символике, умело накладывались в вычисленных пропорциях таким образом, чтобы вызвать определенный, невыразимый словами визуальный и эмоциональный эффект.

Образы, используемые в Тантре, несут на себе печать традиционного индийского искусства. Однако Тантра никогда не занималась отражением внешнего мира, все ее образы в некоторой степени могут считаться стереотипами — послушными марионетками, пробуждающими своим неадекватным внешним видом усиленную работу воображения медитирующего. Они воплощают геометрические идеалы прекрасного, и только в живописи Раджпута (Rajput), сохранившей влияние ислама и европейского искусства 16 века, можно отыскать межличностные драмы, разыгрываемые между существами, которые осознают присутствие друг друга.

Ни одна красочная картина не преследовала цели уподобляться чувственно порождаемым образам реальной действительности. Ее задача — пробудить соответствующие внутренние образы, чьи формы могут быть вовсе нереалистичными с точки зрения обычных органов чувств. На картинах сплошь и рядом встречаются фигуры с множеством голов и рук, с синей или красной кожей.

Насыщенность и глубина цвета, выразительность пластического решения могут оторвать фигуру от листа или стены, растворить их, возведя в тот же миг барьер между внутренним образом и любым составленным визуальным объектом. Это приводит к значительному повышению уровня или степени объективности, чем любое кратковременное отражение на сетчатке глаза, к порождению устойчивого образа из мира воображения, по сравнению с которым реальный зрительный образ выглядит бледным и серым.

Тантра существует как действующий культ и по сей день, как и многие другие общественные индийские институты, несмотря на угрозу поглощения волной западного образа жизни и грубо измеряемыми причинно-следственными повседневными теориями человека. Тантра, возможно, находится в несколько лучшем положении, чем большинство институтов, хотя и ей придется приспосабливаться. Ее красочный мир креативного воображения (в полном смысле слова) черпает силу в индийских сказках и легендах, переплетая затем все компоненты в плотный смысловой клубок. Все это может быть прекрасно запрограммировано на поглощение материалистической науки индустриального общества.

Одна из разновидностей Тантры испокон веку разрабатывала традиционно понимаемые физику и медицину, так что вполне возможно согласовать Тантру и, скажем, химию. Но что совершенно невозможно, так это примерить Тантру с ироническим самоуничижением, узостью взглядов и бедностью мышления современных ученых. Тантрист может только приветствовать таблицу химических элементов или абстрактные изображения молекулярных структур и элементарных физических частиц, так как для него все это является еще одним проявлением деятельности его любимого девата.

Индийский тантрист изучает культ, исходя из практики как набора обрядов и предписаний вместе с их комментариями. Некоторые обряды он выполнял о детства, другим он обучается в поиске новых посвящений, который всецело зависит от его амбиций. Большинство предписаний не вступают в конфликт с его каждодневными обязанностями, наоборот, они лишь облагораживают и наполняют жизнь новым смыслом.

Если мужчины и женщины желают полностью посвятить свою жизнь достижению тантрической садханы, они дают обет, оставляют дом и, чаще всего, вступают в ашрам или орден. Там они соблюдают более интенсивные обряды. Хотя подавляющее большинство тантристов с рождения принадлежат традиции, неофитам приходится повторять инициацию. Среди новообращенных были и известные бенгальские поэты. Сам Кашмири Абхинавагупта (Kasmiri Abhinavagupta), один из наиболее уважаемых философов Индии, который сделал, возможно, наибольший личный вклад в мировую теорию эстетики, предпринял путешествие в Бенгалию, чтобы приобщиться к Кула Тантре.

Тантра нам известна из манускриптов, называемых Тантрами, написанных на санскрите или местных диалектах. Лишь немногие из сохранившихся произведений были изданы, еще меньше существует переводов. Все они были написаны в разное время в разных частях Индии; эти книги представляют собой сборники тантрических ритуалов и философских сочинений, которые дописывались и переписывались не один раз. Наиболее ранние были собраны вместе к 6 в.н.э., а одни из самых важных и влиятельных — в позднее средневековье по велению принцев Раджпута. Составители не утруждали себя точной датировкой, так что хронология здесь — вопрос относительный; кроме того, дело усложняется еще тем, что составители с легкостью заимствовали друг у друга целые фрагменты.

Некоторые Тантры имеют больший авторитет для того или иного направления или школы. Наибольшим авторитетом в индуистском Тантризме пользуются Шакти-самгана (Saktisamgama), Куларнава (Kularnava), Маханирвана (Mahanirvana) и Тантрараджа (Tantraraja). Одни из них уделяют большее внимание философии, другие — магии, третьи — исследованию звуков. Некоторые написаны витиеватым стилем, другие — догматичны. В некоторых важнейшие сокращения и выводы имеют форму гимнов, как, например, в Карпурадистотраме (Karpuradistotram) или в Анандалахари (Anandalahari).

Многие вплетают в свою символическую структуру древние ведические ритуалы, которые вполне уживаются с сектантскими божками и народными легендами. Все перемалывалось их жерновами, т.к. никто не оспаривает тот факт, что Истина может быть проявлена сразу во многих символических комбинациях. От одного текста к другому не наблюдается точного соответствия системы или имен. Все они утверждают, что существуют ритуалы, суть которых просто невозможно изложить на бумаге, и что учиться Тантре по книгам бессмысленно, для этого необходим опытный учитель, гуру.

Узловые моменты в некоторых книгах закодированы. Все книги используют символику, которая только отчасти может быть понята непосвященным человеком, даже хорошо разбирающимся в истоках индийской жизни и культуры. Для тантриста же смысл обрядов заключается, в первую очередь, в их внутренней символике, которая открывает мозгу картины, изменяющие его самого, помогающие отбросить материалистическую точку зрения на мир.

Это, конечно, требует от практикующего полной осознанности действий во время обряда. На самом деле, многие индийские обычаи сейчас выполняются поверхностно и формально. Настоящий тантрист знает, что он не продвинется далеко, если будет спешить, не отдаваясь учению всем сердцем.

~Искусство тантры~