Посвящение от гуру является необходимым для совершения тантрической практики. Без контакта с истинным духовным учителем никакая настоящая тантрическая практика невозможна. Об этом говорится во многих Тантрах.

Тантры единодушно уделяют первостепенное значение роли гуру в жизни ученика. Как путешествие сквозь заросли джунглей в одиночку и без всякой помощи, длительное и тяжелое, полное всевозможных опасностей, становится невыносимым, так и совершение духовной практики без помощи учителя не приносит желаемого результата.

Путешествие становится легким с помощью опытного проводника, хорошо знающего маршрут и помогающего путнику преодолевать все препятствия и избежать опасности пути. Также и на духовном пути гуру является проводником, который прекрасно знает все изгибы, опасности и этапы этого пути и готов помочь ученику успешно преодолеть все препятствия и этапы и, в конце концов, помочь ему выбраться из джунглей заблуждений и страдания и стать таким же свободным, как и он сам.

Тантры утверждают, что как гуру, так и ученик (шишья), должны обладать определенными качествами. Выбор гуру очень важен. Человек, неспособный отличить истинного духовного учителя от ложного, подобен больному, который пытается найти целебную траву, излечивающую от его болезни, однако не может отличить ее от других и путает ее с какой-либо другой травой, от употребления которой болезнь не излечивается.

Так и многие люди, будучи не в состоянии различить истинного учителя от псевдо-учителя, обращаются за помощью к “учителям”, которые сами не достигли глубин реализации, однако, выдают себя за святых или просветленных, дают посвящения и поучают.

Чтобы помочь человеку в выборе настоящего духовного учителя, Тантры описывают ряд качеств, которыми должен или не должен обладать гуру. Так перечисляется ряд признаков, по которым можно определить, что человек не может быть гуру. К этим признакам относятся серьезные заболевания, такие как заражение крови, проказа, болезни глаз, бесплодие; врожденные аномалии – такие как лишние конечности или их недостаток, карликовое телосложение и т.п., а также – даже такой внешний признак, как плохие ногти или зубы.

Среди неприемлемых качеств характера или образа поведения перечисляются: мошенничество или склонность к обману, жадность, болтливость, унылое или несчастное состояние, не совершение предписанных практик, зло или порочность, пребывание под каблуком у собственной жены, азартные игры; учителем также не должен быть тот, о ком говорят как о недостойном другие садхаки (подвижники), или тот, который плохо говорит о своем учителе.

Приведенные здесь признаки (на основании некоторых шакта-Тантр) не претендуют на создание полной картины, но дают некоторое представление относительно нежелательных качеств гуру, а главное, указывает на внимание, с которым следует относиться к выбору гуру и определению его компетентности.

Приводятся различные “расшифровки” самого слова гуру. Так, (согласно работе Тантрарнава, которую цитирует Кришнананда,) слог “га” обеспечивает сиддхи (успех), “у” означает Шамбху (Приносящий Благо, одно из имен Шивы), и “ра” – устраняет грех. Таким образом, гуру – это тот, кто есть сам Шива, и тот, кто разрушает греховность; он – наивысший. Согласно другому варианту, слог “га” означает знание и дарующего благо (или процветание), “у” означает состояние Шивы и “ра” – сжигает грех.

Таким образом, гуру – это тот, кто дарует знание, благо (или процветание), состояние Шивы и устраняет грех. Другое предлагаемое значение слова гуру состоит в том, что “гу” означает тьму (невежество или иллюзии) и “ру” – разрушающего эту тьму. Поэтому гуру – это тот, кто рассеивает тьму (невежество, иллюзии).

Гуру должен быть спокойным, чистым как в поведении, так и внешне, иметь хорошую репутацию, быть медитативным, сведущим в Тантре, достигшим успеха (сиддхи) в мантра-медитации, приветливым и доброжелательным, способным руководить учеником и т.д. Такой гуру, по утверждению Тантр, должен быть уважаем больше, чем отец.

Ученик должен быть спокойным, вежливым, скромным, чистого поведения, склонным к медитации, благочестивым, хорошего характера, щедрым, набожным, самообузданным и т.д.

Те, кто ведет себя недостойным образом, глупые, непочтительные, греховные, жестокие, безнравственные, несчастные, подлые, ненавидящие мантры, говорящие дурное, ненавидящие святые места, лишенные уважения к гуру, имеющие нечистое сердце, ленивые, хвастливые, больные, раздражительные, ревнивые, говорящие грубо, владеющие нечестно добытым богатством, имеющие связь с женой другого, враждебные по отношению к мудрым, педантичные, амбициозные, грубые, сильно привязанные к объектам чувств, злые, жадные и т.д. – не достойны посвящения в тантрическую практику.

Отличительной особенностью тантрического взгляда является то, что женщина не только признается способной стать гуру, но, согласно пикта-традиции, именно посвящение, принимаемое от гуру-женщины (одхэпика) обладает огромной силой и считается наилучшим.

Согласно тантрической традиции, если человек покидает своего гуру из-за каких-либо материальных побуждений или мотивов, он совершает тем самым тяжкий грех и будет вынужден расплачиваться за этот проступок в течение длительного времени. Однако, если ученик (шишья) убедился в некомпетентности учителя, или же в его нечистоте и т.п. – ему следует оставить такого “учителя” и искать другого.

Гуру бывают двух основных видов: дикша-гуру и шикша-гуру.

Дикша-гуру – это тот учитель, который дает ученику посвящение, передавая ему в этот момент духовную энергию, необходимую для совершения садханы (практики).

Шикша-гуру – это учитель, который поучает и наставляет ученика, в соответствии с Писаниями. Один и тот же гуру может стать для ученика и дикша и шикша-гуру, посвятив ученика и затем наставляя его на протяжении всего духовного пути. Однако бывает и так, что человек принимает посвящение от одного учителя, но затем получает наставления от другого учителя или нескольких гуру, каждый из которых наставляет его в определенный период духовного пути.

Таким образом, утверждение о том, что человек должен иметь только одного гуру следует понимать в том смысле, что человек не должен иметь двух или более гуру в одно и то же время, но может получать наставления и духовную помощь лишь от одного.
Однако это не исключает возможности наличия разных гуру на разных этапах садханы (практики).

Поэтому говорится, что как пчела в поисках меда, перелетает от одного цветка к другому, так и ученик (шишья) должен идти от одного учителя к другому в поисках знания.


 ДАЛЕЕ: Тантрические посвящения.