Гуру и шишья

Гуру и шишья

Гуру — это религиозный учитель и духовный наставник, к руководству которого прибегают традиционные индуисты всех категорий.

На самом деле есть только один гуру.

Гуру в человеческом облике на материальном плане — это проявление Адинатха Махакалы, верховного гуру, обитающего на Кайласе. Это он входит в земного гуру и говорит его устами во время передачи мантры.

Гуру — корень (мула) дикши (передачи), дикша — корень мантры, мантра — корень дэваты, а дэвата — корень сиддхи.
«Мундамала-тантра» говорит, что мантра рождается от гуру, а дэвата от мантры, поэтому ГУРУ находится по отношению к ишта-дэвате в положении деда.

Гуру посвящает и помогает, и связь между ним и учеником (шишья) сохраняется, пока ученик не обретает монистические сиддхи.

У Ману сказано:

«Из двух отцов — того, кто дает физическое рождение, и того, кто дает ведическое знание, большего почитания заслуживает тот, кто передает священное знание, ибо второе, божественное рождение гарантирует дваждырожденному жизнь как в этом мире, так и в другом».

Через всю шастру проходит идея величия гуру [См. гл. 1 «Таптрасары», где говорится о качествах гуру, отношениях гуру-шишья, качествах ученика и т.д.].

К гуру нельзя относиться, как к обычному человеку.
Гуру, мантра и дэва — одно.
Гуру — отец, мать и Брахман.

Говорят, что гуру может спасти от гнева Шивы, но никто не может спасти от гнева гуру.
Однако высокое положение гуру означает и огромную ответственность, ибо он берет на себя грехи ученика.

Почитаются три ветви гуру:

  • Небесная (дивьянга),
  • Сиддха (сиддханга),
  • Человеческая (манаванга).

Существует четыре кулагуру:

  • Гуру,
  • Парамагуру,
  • Парапарагуру,
  • Парамештигуру.

Среди них каждый последующий является гуру предыдущего.

В тантрическом учении быть гуру и давать посвящение может и женщина, если она достаточно компетентна. Ученик должен обладать определенным набором положительных качеств [Тантрасара, гл. 1.], и, согласно «Сара-самрахе», гуру следует проверять будущего ученика. [Тантрасара, гл, 1 и Пранатошини, с. 108, Матсьясукта Махатантра, гл. 13.] в течение года.

Подходящим считается человек со следующими характеристиками: хорошее рождение, чистота души (шуддхатма), способность радоваться и стремление к освобождению (пурушартха-параянах).
[Матсьясукта-тантра, гл. 13, Пранатошини, с. 108.].

Не следует брать в ученики того, кто похотлив (камука), нарушает супружескую верность, всегда склонен к греху (сада папа-крия), невежествен, ленив и не имеет религии.
[Махарудра-ямала, 1 кханда (гл. 15), 2 кханда (гл. 2).].

Совершенный садхака, достойный того, чтобы получить полное знание шастры — тот, чей ум чист, а органы чувств под контролем (джитендриях), кто всегда делает добро всем существам, свободен от ложных представлений и двойственности, кто хочет говорить о Брахмане, искать прибежища в Брахмане и жить в состоянии высшего единства с Брахманом.
[Гаидхарва-тантра, гл. 2.].

Традиционные отношения между учителем и учеником сохраняются, пока шакти, обитающая в теле гуру, не перейдет полностью в тело ученика.

Человек считается учеником, пока он садхака. Но после того, как он обретает сиддхи, гуру и шишья оказываются выше отношений, построенных на дуализме.

С достижением чистого монизма отношения гуру-шишья, как и любые другие отношения, исчезают.