Слово «гуна» обычно переводится как «качество».

Хотя нам и приходится довольствоваться таким переводом за неимением более адекватного термина, нельзя забывать, что три гуны (саттва, раджас и тамас) представляют собой сущность Пракрити.

Поэтому вся происходящая из Пракрити природа, Махакарана сварупа, состоит из различных комбинаций тех же самых гун и называется тригунатмака. Функции саттвы, раджаса и тамаса заключаются в том, чтобы проявлять, активизировать или подавлять. Раджас – динамический принцип, а саттва и тамас – статические. Это означает, что саттва и тамас не могут ни проявлять, ни подавлять без активизирующего воздействия раджаса. Друг на друга тамас и саттва действуют подавляюще.

Непроявленная Пракрити (авьякта пракрити), или Дэви, олицетворяет состояние устойчивого равновесия этих трех гун. Когда равновесие нарушается, рождается Вселенная, в каждой части которой преобладает та или иная гуна. Так, в божествах, которые близки к состоянию дивья, доминирует саттва, а раджас и тамас присутствуют в минимальных пропорциях, то есть их самостоятельное проявление крайне ограничено. Тем не менее они не могут изчезнуть совсем.

Даже если раджас не проявляется сам по себе, он необходим как активизирующая сила, от которой зависит способность саттвы подавлять тамас. В обычных человеческих дживах тамас подавляется слабее, чем у божеств, но намного сильнее, чем у животных. При этом очень высока активность раджаса и довольно высока активность саттвы.

В животном мире саттва проявляется гораздо меньше, а тамас больше. Раджас менее активен, чем у человека, но существенно активнее, чем у растений. В царстве растений доминирует тамас, а раджас и саттва проявлены гораздо меньше, чем у животных. В неорганических творениях раджас настолько активизирует тамас, что тот подавляет независимые проявления как саттвы, так и самого раджаса. Таким образом, духовный прогресс дживатмы определяется движением «вверх» от состояния, в котором доминирует тамас к состоянию, в котором доминирует саттва.

Внутри вышеназванных классов также существует разделение. Так, у одного человека может быть больше саттва гуны, чем у другого. Тогда его темперамент считается саттвическим. Если в человеке преобладает раджа гуна или тама гуна, он считается раджасическим или тамасическим. В тантрической литературе эти три типа называются дивьябхава, вирабхава и пашу. Далее очевидно, что в растительном мире тамас проявлен меньше, а раджас и саттва больше, чем в царстве минералов, и даже среди последних должны быть представители, в которых тамаса относительно мало.

Слово «саттва» происходит от корня «сат», обозначающего то, что существует вечно. Вечное существование присуще чистому разуму, или духу (чит), и блаженству (ананда). Второе значение «сат» – «благо». Поэтому слово «саттва гуна» часто переводится как «благое качество», хотя такой перевод искажает его основной смысл. Это качество, действительно, является благим, в том смысле, что оно порождает добро и счастье. Но при таком переводе акцент ставится не на первоначальном значении слова, а на связанном с ним этическом качестве или действии.

Основное значение «сат» – то, что раскрывает. Явление духа в тех или иных аспектах природы свидетельствует о преобладании в них саттвы. Саттва гуна – это свойство, благодаря которому скрытое сияние духовной сущности (сат) пробивается наружу и становится заметным. Так, о беременной женщине говорят, что она антахсаттва, то есть наполнена саттвой, потому что в ней скрыто присутствует саттва в виде дживы.

Но природа может не только раскрывать дух, но и закрывать его плотным покровом. Порой завеса столь непроницаема, что невежественный просто не в состоянии разглядеть скрытый за ней дух. Когда природа скрывает дух, она проявляет качество тама гуна, которое в этом контексте означает инертность. В морально этической сфере – это невежество, лень и т.п.

В третьем смысле природа – это мост между духом, который раскрывает, и природой, которая скрывает. Когда природа выступает в качестве моста на нисходящем пути от духа к материи или восходящем пути от материи к духу, она проявляет раджа гуну. Это качество обычно описывается как активность. В сфере чувств оно проявляется как страсть. Все в природе имеет в себе саттва гуну – что то, в чем дух проявляется, или отражается, как в зеркале; тама гуну – что то, скрывающее дух завесой тьмы, и раджа гуну – средство, позволяющее спускаться к материи и возвращаться назад к духу. В этом смысле саттва – это свет, а тамас – тень. Раджас занимает промежуточное положение.

Тантрическая садхана направлена на то, чтобы проявить и усилить саттва гуну, активизируя ее с помощью раджаса. Тонкое тело (лингашарира) дживатмы состоит из буддхи, ахамкары, манаса и десяти чувств. Это тонкое тело создает себе материальное тело, соответствующее духовному уровню дживатмы. Под влиянием прарабдха кармы буддхи становится тамасической, раджасической или саттвической.

В первом случае дживатма обретает неодушевленное тело, во втором – активное тело, подверженное страстям, и в третьем   саттвическое тело соответствующего уровня, от человека до божества. Материальное тело тоже состоит из трех гун (тригунатмака). Оно передает свои ощущения дживатме через тонкое тело, прежде всего через буддхи. Когда активизируется саттва, это воспринимается как счастье, а когда активизируются раджас и тамас – как страдание и неведение. Каждое из этих ощущений вызвано преобладанием той или иной гуны.

Воздействие раджаса на саттву вызывает ощущение счастья, а самостоятельные проявления раджаса и его воздействие на тамас вызывают ощущения страдания и заблуждения. Если доминирует саттва, или счастье, то страдание и заблуждение подавляются. Когда преобладает раджас, или страдание, подавляются счастье и заблуждение. Когда преобладает тамас, или заблуждение (как в неорганическом мире), подавляются счастье и страдание.

Каждому объекту присуще свое соотношение трех гун. Но во всякой дживатме всегда имеет место смешанное ощущение счастья и страдания, вызванное действием раджаса. Счастье, которое обретается в результате специально совершенных ради него добрых деяний, в конце концов всего лишь викара.

Естественное состояние дживатмы, то есть ее собственная истинная природа, – это блаженство (ананда), которое основано на чистом осознании своего «Я», позволяющем быть равно безразличным к наслаждению и к страданию. Мирские удовольствия неизбежно связаны со страданием – как для того, кто к ним стремится, так и для других существ. Это следствие желания достичь счастья с помощью добрых или дурных дел.

По мере духовного развития совершенствуется и материальное тело. Карма неодушевленных объектов такова, что они пребывают в состоянии чистого неведения. Когда эта карма исчерпывается, дживатма приобретает тело животного. Оно позволяет реализовать другие виды кармы, которым свойственна смесь страдания, счастья и заблуждения. В растительном мире активность саттвы минимальна. Это приводит к низкой способности различения, поскольку основа такой способности – работа саттвы в буддхи.

Распознавание удовольствия и боли, формирование представлений о добре и зле, о временном и постоянном и т.д. – результат высоко развитой способности различения, или активности саттвы. В буддхи низших животных активность саттвы слишком низкая, поэтому подобные представления у них не возникают, но для человека они естественны, так как в его буддхи саттва весьма активна. Именно поэтому для осуществления духовных целей так важно родиться человеком.

Разные люди в разной степени наделены способностью формирования концепций. Активность буддхи отдельного индивида зависит от его прарабдха кармы. Но какой бы плохой ни была эта карма, любой человек имеет некоторую способность к распознаванию, и при правильном использовании она позволяет добиваться повышения духовного уровня. Для этого нужно направлять действие раджа гуны на усиление активности саттва гуны в буддхи.

Здесь необходимо правильное руководство и духовное обучение. Истинный гуру, в силу своей природы, духовных достижений, бескорыстия и мудрости, может указать ученику подходящий путь и помочь следовать этим путем, передавая ученику свою энергию. Учитывая, что садхана – это процесс стимуляции саттвагуны, очевидно, что не существует единого метода, приемлемого для всех. Если метод не соответствует духовному уровню ученика, он вместо пользы может причинить вред.

Поэтому некоторые формы садханы разрешается практиковать только тем, кто достаточно компетентен (адхикари). Иначе вместо положительного результата могут возникнуть те самые негативные явления, которые садхана на самом деле должна предотвращать. Поэтому говорится, что какой бы хорошей ни была чужая дхарма, лучше следовать своей.


ДАЛЕЕ: 4. Миры