Индуистские понятия папа (неправильное) и пунья (чистое, священное и правильное) гораздо шире.

Пунья – это соответствие воле Ишвары, воплощением которого является джива, а под  Ишварой понимается общее направление космического процесса в каждый конкретный момент.

Папа – противоположность пуньи. Оба понятия относительны и применяются с учетом уровня развития и условий существования каждой конкретной дживы. Например, индивидуализм, необходимый и правильный при «движении вперед» (правритти‑марга), недопустим на «пути возвращения» (нивригги‑марга), так как мешает достижению его цели – единства, обязательным условием которого является уничтожение всех склонностей.

Иными словами, то, что способствует развитию на одном этапе, может быть препятствием на другом. Здесь неприменим «юридический» подход, подразумевающий наличие Законодателя, его законов и тех, кто этим законам подчиняется. Исполнение нравственного закона рассматривается как отражение правильного индивидуального развития дживы.

Считается, что нравственность – истинная природа сущего. Нарушение нравственного закона – зло, потому что приводит к конфликту с этой истинной природой.

Все поступки дживы обусловлены кармой. Далее, следует помнить, что термин «лжива», который обычно обозначает воплощение атмы в человеческом теле, имеет более широкое значение. Папа и пунья могут проявляться не только в человеке, но и в существах, стоящих на более низкой ступени развития. Их сознательные или бессознательные действия оцениваются по тому, насколько они способствуют истинному развитию дживы.

«Йога Васиштха» говорит, что даже ползучее растение может увеличить свою добродетель благодаря соседству со святым муни, на жилише которого оно растет. Если посмотреть объективно, точное определение греха – дукхаджанакам папам. То есть грех – это то, что было, есть и будет причиной физических или душевных страданий в прошлых, нынешнем и будущих рождениях. Последствия того или иного поступка необязательно проявляются немедленно. Тем не менее действие и его результат неотделимы друг от друга. Результат – это та часть действия, которая принадлежит будущему.

Выделяют шесть основных грехов: кама (похоть), кродха (гнев), лобха (алчность), моха (заблуждение), мада (гордыня) и матсарья (зависть) [Это частично соответствует христианской классификации семи смертных грехов, в число которых входят гордыня, алчность, похоть, гнев, зависть, обжорство и лень]. Все зло по сути сводится к эгоизму, основанному на незнании или непонимании единства всего сущего. Добро (пунья) – это отсутствие эгоизма, которое приводит к счастью (сукхаджанакам пуньям).

Счастье можно испытать в этом или в последующих рождениях, а также на небе (сварга).

Добродетель ведет к осознанию единства, сущность которого – блаженство (ананда). Хорошая карма приносит удовольствия, но они, как и любые кармические плоды, преходящи.

Согласно шрути: «Не деяниями, не пиндами, которые приносят в жертву потомки, и не богатством достигается освобождение, но самоотречением ‑ [На кармана, на праджая, на дханена Тьягена же амритатвам анашух]. Только освободившись от кармы с помощью знания, джива соединяется с неизменным Абсолютом и обретает вечный покой.

Очевидно, что для того, кто достигает такого освобождения, не существует ни греха, ни добродетели, ибо эти понятия принадлежат феноменальному бытию.


ДАЛЕЕ: 47. Карма