Действие тантры происходит в Гималаях – «обители снегов», священной земле, хранящей древние арийские традиции.

В этой стране величавых гор среди вечных снегов высится Сапта Кула Парвата. Из этого края пришли арии, и здесь разворачиваются события их самых ранних легенд. В Бхимудияре до сих пор показывают пещеры, в которых останавливались Пандавы и Драупади, и место впадения Коши в Ситу в лесах деревьев Ашоки, где отдыхали Рама и его верная жена.

В горах жили муни и риши. Здесь находится кшетра Шивы Махадэвы, где родилась его супруга Парвати, дочь гор, и где берет начало Мать Ганга. С незапамятных времен паломники преодолевали тяжелейший путь, чтобы посетить великие святые места Ганготри [Исток Ганги], Кедарнатх [Матха и храм Шри Садашивы – покровителя шиваитов аскетов, называемых джангама. Садашиве поклоняются еще в четырех местах Гималаев – Тунгнатхе, Рудранатхе, Мадхмахешваре и Калпешваре. Все вместе эти пять мест называются Панчкедар] и Бадринатх [Знаменитый храм, посвященный воплощению бога Вишну, сошедшему с Курмачалы в образе Черепахи (Курма)].

Еше севернее, в Кангри, паломники совершают парикраму вокруг горы Кайласы (Канг Ринпоче), которая считается обителью Шивы. Величественный пик возвышается к северо востоку от священного озера Манасаровар над пурпурными вершинами хребта Кангри. Царство Шивы – цветущий рай, где всегда сияет солнце, а в тени царит прохлада, где звенит пение птиц и радуют глаз неувядающие прекрасные цветы. В воздухе, напоенном ароматом кораллового дерева, разливается музыка и пение небесных певцов и музыкантов. Здесь обитает множество духов (дэвайони). Это та самая Гана Парвата, о которой говорится в первой главе.

Еще дальше вздымается гора Меру – центр мирового лотоса. Ее вершины, пристанище духов, увешаны гроздьями звезд, которые подобны гирляндам цветов жасмина. В «Сканда пуране» написано: «Тот, чьи мысли устремлены к Химачале, даже если он никогда его не видел, более велик, чем тот, кто выполняет все обряды в Каши (Бенаресе), Даже за сто периодов жизни богов я не смог бы описать величие Химачалы. Как роса высыхает от утреннего солнца, так и людские грехи исчезают от одного взгляда на Химачалу».

Однако для того чтобы найти Шиву, не обязательно идти к Кайласе в Гималаи. Он присутствует везде, где есть его почитатели, знающие «Кула таттву» [Куларнава тантра, гл. 10], и мистическую гору следует искать в тысячелепестковом лотосе [См. цитату из «Трипурасары» в комментарии Бхаскарараи к «Лалитасахасранаме», шл. 17. В «Йогини тантре» (гл. 1) говорится: Гурох стханам хи Кайласом»] (сахасрара падма), который есть в геле каждого человека. Это место называется шивастхана, и всякий, кто знает путь, может туда попасть, где бы он ни находился.

Шива распространяет свое учение в нашем мире через такие книги, как «Ямала », «Дамара», «Шипа сутры» [Комментарий к ней – «Шина сутра Вимаршини] и тантры, которые передаются в форме диалогов между богом и его шакти – богиней в облике Парвати. Согласно «Гаятри тантре» [Глава 10], первыми учение тантры услышали собравшиеся на горе Кайлас духи. Им открыл его бог Ганеша, а Ганеше – Шива.
Велел за описанием горы начинается диалог. Парвати задает вопросы [Поскольку богиня выступает здесь в роли ученицы, тантра написана в форме агамы], а в ответ Шива излагает свое учение, составляющее основу данной тантры.


 ДАЛЕЕ: 2. Союз Шива и Шакти