Гаятри – самая священная из всех ведических мантр и воплощение Вед:

Ом бхур бхувах свах тат савитур вареньям бхарго дэвасья дхимахи дхьйо йо нах прачодаят Ом

Это означает:

«Ом. Будем созерцать божественный дух Священного Создателя (Савитри) земного, воздушного и небесного миров, Пусть Он направит наши умы (к обретению дхармы, артхи, камы и мокши). Ом».

«Гаятри вьякарана» йога Яджнавалкьи объясняет эти слова так: Тат  – «тот» [Скорее всего, тат  стоит в объектном падеже и согласован с вареньям  и т.д.

Но некоторые комментаторы считают, что вьяхрити (бхур бхувах свах) грамматически связано с остальной частью мантры, и поэтому рассматривают тат  как часть генетивной конструкции, согласованной с предшествующим вьяхрити]. Слово ят,  «который», подразумевается [Можно также сказать, что ят  присутствует в йо пах]. Савитух  – притяжательная форма Савитри  от корня су  – «порождать».

То есть Савитри порождает все сущее. Солнце (Сурья) – причина возникновения всего сущего и того состояния, в котором все пребывает. Когда оно выступает в роли прародителя и творца, его называют Савитри. «Бхавишья пурана» говорит, что Сурья – видимый дэвата. Он – Глаз мира и Творец дня. Нет другого вечного божества, подобного ему.

Эта Вселенная родилась из Него и будет поглощена Им. Он – время и вместилище времени. Планеты, звезды, Васу, Рудры, Ваю, Агни и все остальное лишь его части.

Бхарга  – это Адитья дэвата, находящийся внутри Солнца (сурья мандала), во всем своем могуществе и славе. Он соотносится с Солнцем так же, как атма с телом. Во внешнем материальном пространстве его дом – Солнце, а во внутреннем пространстве – наше внутреннее «Я». Он есть сияние Солнца в мире и свет жизни во всех живых существах. Во внешнем эфире он – Сурья, а во внутреннем эфире в области сердца – прекрасный свет, бездымный огонь. Иными словами, существо, которое садхака видит в области сердца, и Адитья небесной сферы – одно и то же.

Происхождение слова «Бхарга» объясняется двояко:

  1. От корня бхридж  – «созревать», «разрушать», «делать явным», «сиять». В этом смысле Сурья – тот, кто заставляет все созревать и трансформироваться. Сам он сияет и своим светом освещает весь мир. И он же – тот, кто уничтожит все сущее, приняв форму всепожирающего огня (калагни), когда придет время окончательного разрушения.
  2. От бха  – «разделяющий все вещи на различные классы», ра  – «цвет» (поскольку он окрашивает все сущее в разные цвета) и га  – «всегда уходящий и возвращающийся». Солнце разделяет все вещи, окрашивает их в разные цвета, и непрерывно восходит и заходит. Как сказано в «Брахманасарвасве»: «Бхаргах – это Атма всего сущего, движущегося и неподвижного, во всех трех локах (бхур бхувах свах). Ничто не существует отдельно от него».

Дэвасья ~  родительный падеж от дэва,  согласованного с Савитух. Дэва сияет и играет (лила майя). Сурья постоянно занят игрой созидания (сришти), сохранения (стхити) и разрушения (пра лайя) и радует всех своим светом (применительно к Брахману лила означает то же, что и майя).

Вареньям  – это варанья,  почитаемый. Сосредоточив на нем разум и поклоняясь ему, можно избавиться от страданий рождения и смерти. Кто страшится повторного рождения, хочет освободиться от смерти и избежать трех видов страдания (тапа трайя: адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика), тот созерцает Бхаргу и почитает его, пребывающего в области Солнца и олицетворяющего три локи (бхурлока, бхуварлока и сварлока).

Дхимахи  – то же, что дхьяема,  от корня дхьяи –  «мы созерцаем», «давайте созерцать».

Прачодаят  – «пусть он направит». Хотя в тексте гаятри это не сказано прямо, подразумевается, что «он направит» по пути чатур варги, или по четверичному пути, включающему дхарму, артху, каму и мокшу. Это тот путь, на который Бхаргах всегда направляет наши внутренние побуждения (буд дхи вритти).

Гаятри – ведическая мантра, поэтому, согласно ведической системе, ее может произносить только дваждырожденный. Она запрещена шудрам и женщинам любых каст.

В тантре есть своя гаятри мантра, на которую эти ограничения не распространяются. В 3 главе, шлоках 109 – 111 приводится «Брахма гаятри» для тех, кто поклоняется Брахману: Парамешварая видмахе пара таттвая дхимахи: тан но Брахма прачодаят  («Да познаем мы Высшее. Будем созерцать высшую сущность. Да направит нас Брахман»).


ДАЛЕЕ: 22. Янтра в садхане