Следует понимать, что все Личные формы Бога – это различные аспекты и формы Одного и того же Существа, именуемого Высший Абсолют, Ишвара и т.д. Поэтому между Его аспектами, формами и именами в действительности не существует никаких противоречий.

В Рудракши-Хридайя-Упанишаде говорится:

“Кто повторяет: Шри Рудра, Рудра, Рудра, тот освобождается от всех грехов этим воспеванием (имени) Господа”.

В той же Упанишаде поясняется:

“Рудра – это Вишну, а Ума – Лакшми, Им я поклоняюсь” .

Также и в Падма-Пуране утверждается:

“Тот, кто есть Вишну – также есть и Рудра, в этом нет сомнения”.

Выражением единства Вишну и Шивы является традиционное изображение формы Харихара, одна половина тела которого образует Вишну, а другая – Махешвара.

О необходимости признания в равной степени Высшими обоих говорит Сканда-Махапурана:

“Хари пребывает в Вишну-Канчи, Шива пребывает в Шива-Канчи. Те поклоняющиеся, которые не различают между этими Двумя – достигают спасения очень легко; однако другие, которые различают между Ними, возвышая Одного и считая ниже Другого, попадают в плохое положение”.

Так и в Шактисангама-Тантре утверждается:

“Тот, кто пребывает в форме Вишну, – это Шамбху , тот, кто пребывает в форме Шамбху, – это Хари”.


 ДАЛЕЕ: Гуру и ученик.