Джапа – это «видханена мантроччхаранам», или повторение мантры в соответствии с определенными правилами [Согласно Шаткармадинике, одно книжное знание само по себе бесполезно. // Пустаке ликита видья йена сундари джапьяте, // Сиддхир на джаяте дэви кальпа коти шатаир апи].

«Тантрасара» делит джапу на три вида: вачика джапа, или словесная джапа, с повторением мантры вслух (для нозализации пятидесяти матрик используется бинду); упаншу джапа – джапа более высокого уровня, во время которой губы и язык шевелятся беззвучно или мантра шепчется очень тихо; высшая форма джапы – мана са джапа, или мысленное повторение мантры.

Во время манаса джапы нет ни звука, ни движения губ, а ум сфокусирован на смысле мантры. Одно из объяснений такой градации таково: во время произнесения мантры вслух ум думает о словах и о правильном произношении и в большей (как во время вачака джапы) или в меньшей (как во время упаншу джапы) степени отвлекается от смысла мантры.

Разные виды джапы имеют разную ценность в зависимости от смысла мантры и его передачи в звуках и словах. При практике джапы должны соблюдаться определенные условия, касающиеся телесной чистоты, прически, ношения шелковой одежды, места для практики и самого повторения мантры, кроме того, следует избегать некоторых состояний ума и поступков.

Для того чтобы джапа была эффективной, мантра должна повторяться строго определенное число раз (лучшим числом считается 108).

Счет ведется или с помощью четок (мала), или на правой руке (при этом большой палец последовательно касается разных участков других пальцев).

Первый способ называется мала джапа, а второй – кара джапа.

Во втором случае метод счета может варьироваться в зависимости от мантры [См. описание джапы в «Тантрасаре», 75 и далее].


ДАЛЕЕ: 30. Санскары