07.06.2017

Что такое тантра?

Вишну и Лакшми

Вишну (или Нарайяна) и Лакшми являются верховными Божествами для последователей Вайшнава-школ и направлений. Махавишну (Великий Вишну) и Его супруга (Лакшми) образуют Единое Высшее, ибо Лакшми является вечной Энергией Господа (Бхагавана), полной блаженства.
В ряде писаний Нарайяна признается как Изначальный. Так в Маха-Упанишад утверждается: «В начале творения существовала только Высшая Личность, Нарайяна. Не было ни Брахмы, ни Шивы , ни огня, ни Луны, ни звезд на небе, ни Солнца».

Как Высший Абсолют Нарайяна (или Махавишну) пребывает во всем и является как непроявленным, не имеющим ни формы, ни качеств, так и обладающим формой и качествами.
«Нарайяна имеет два аспекта — муртам (обладающий формой) и амуртам (вне всяких форм)».
(Трипадвибхути — Маханарайяна- Уп.)

Махавишну и Лакшми имеют множество прекрасных форм и аспектов, которые прославляются как в различных ведических писаниях и гимнах, так и в тантрических произведениях .
Особой красотой и очарованием отличаются такие Их образы как Кришна и Радха, Сита и Рама.

Кришна, имеющий также имена Говинда, Гопала, Мадхава, Кешава и другие, — является Объектом поклонения для множества людей. Он имеет различные образы. В одном из них — Он игривый мальчик, Сын Нанды и Яшоды. Будучи пастушком (Говинда, Гопала), Он играет на Своей божественной флейте. Пастушки-молочницы (гопи), главная из которых Радха, сбегаются на сладостные звуки волшебной флейты. Юный Кришна танцует и предается любовным играм со Своими Божественными подругами, которые, по сути, являются проявлениями Его божественной возлюбленной Радхарани (Радхи).

Взрослый Кришна — искусный воин и мудрый советник. Перед великой битвой, знаменующей собой приход Кали-юги (железного века), Он поведал Бхагавад — гиту (Божественную Песнь) своему другу Арджуне на поле Курукшетра.

Все эти образы и деяния — игра Господа. Никогда не следует думать, что Он — просто человек. В Кришна-Упанишад сказано: «Кришна — это вечный Брахман».

В образе Рамы Нарайяна — благочестивый принц, герой великой Рамайяны. Отправившись в изгнание со Своей верной супругой Ситой и братом Лакшманой, Рама лишается Ситы, которую хитростью и силой захватывает коварный демон Равана и уносит на свой остров Ланка. Рама со своим братом и друзьями, главным из которых становится обезьяна Хануман, отправляется на поиски Своей возлюбленной супруги и, в конце концов, вступив в битву с полчищем демонов, побеждает их и освобождает верную Ситу.

В образе Нарасимхи Вишну выступает в Своем грозном аспекте человека-льва, беспощадно раздирающим Своими когтями злого демона.
Все эти формы и деяния следует понимать в высшем смысле, как игру (лила) Господа со Своими манифестациями.

Аватара — воплощение господа

Перечисляется десять полных воплощений (пурнаватар) Вишну в материальном мире, описываемых в Пуранах и других Писаниях:
1. Матсья (в образе Рыбы). 2. Курма (Черепаха). 3. Вараха (Вепрь). 4. Нарасинха (Человеколев). 5. Вамана (Карлик). 6. Парашурама (Рама с топором). 7. Рама. 8. Кришна. 9. Буддха.10.Калки.

Последнее полное воплощение, Калки должен явиться в конце идущей сейчас Кали-юги, или «черного», «железного века», чтобы покарать зло и восстановить справедливость. Тогда, как говорят Писания, в конце «железного века», наступит полное смешение каст, среди людей возобладают негодяи. Под видом религии станет проповедоваться безверие. Варвары — правители будут эксплуатировать народ. Тогда явится последний аватар Вишну, Калки, на белом коне, в красных одеждах, в доспехах и с оружием в руках. Он будет вершить высший суд.

Однако, согласно Писаниям, это произойдет еще через много тысячелетий.
Кроме пурнаватар (полных воплощений), Вишну и другие боги (аспекты Всевышнего) являются также во многих временных воплощениях (калаватара). Одним из воплощений признают Господа Чайтанью (15-й век н.э.) Он известен как Гауранга, так как Радха и Кришна соединились в Нем в одном теле. Существует и рад других — известных и малоизвестных аватар.

О некоторых из воплощений Шивы уже было сказано при описании тантрических направлений. В действительности, в материальный мир приходит достаточное количество воплощений Шивы и Шакти, однако, лишь немногие могут распознать Их .

Последователи Шри Рамакришны признают этого великого учителя, проповедавшего единство всех религиозных путей, воплощением Бхагавана (Господа).
Иисус Христос признается многими последователями индуизма как воплощение Всевышнего. В Бхавишья-Пуране содержится непосредственное описание Сына Божия (Ишапутра) и Его великой миссии. Сын Божий является царю страны шака (Сев. Индия, Кашмир) в белых одеждах и рассказывает ему о Своем предназначении: Он должен быть рожден от Девы (Кумари) в стране млеччхов  и проповедовать там Высший Закон для спасения людей .

Шри Рамакришна, достигший непосредственного общения со Всевышним в Его различных аспектах, говорил: «Один и тот же аватар (воплощение), окунувшись в океан жизни, является в одном месте под именем Кришна и, погрузившись вновь, является в другом месте под именем Христос».
Таким образом, можно видеть, что как Господь имеет множество Личных аспектов и форм, также Он имеет и достаточно воплощений, которые нисходят в этот мир на протяжении веков и тысячелетий, рождаясь в разных странах, и выполняют высшую миссию, волю Бога, даруя людям различные ключи к дверям вечного освобождения.

Однако, в то же время, как говорит глава общества «Панчама-веда» А.П. Ольшевский, необходимо избегать двух крайностей : 1) признание слишком многих личностей аватарами  (по наивности) и 2) не признание истинных аватаров таковыми (по незнанию).
От себя добавлю, что «аватара-мания» сильно распространена в разных странах. Люди зачастую объявляют воплощениями Господа личностей, которые не достигли самореализации , не говоря уже о том, чтобы быть посланными в этот мир как аватары.

Некоторые из этих людей религиозные наставники, другие — просто маги или факиры, третьи — лжеучителя, миссия которых, на самом деле, отнюдь не в том, чтобы вести людей к освобождению.
Шри Рамакришна достаточно много говорил об аватарах и о том, чем они отличаются от сиддха, (т.е. людей, достигших совершенства и освобождения, завершающих таким образом свое земное существование). Он говорил: «На дереве Сат-чит-ананда (вечное разумное блаженство) пребывают неисчислимые Рамы, Кришны, Христосы и т.д., один или два из Них время от времени приходят в этот мир и производят в нем могущественные перемены и духовные революции».

«Аватара или спаситель — это посланник Бога. Он действует как наместник могущественного монарха. Когда возникают какие-либо беспокойства в отдаленной провинции, царь посылает своего наместника подавить эти беспорядки. Подобным же образом, когда бы ни происходило падение религии в какой-либо части света. Господь посылает туда Своего аватара».
«Как большой мощный пароход быстро движется по водам, таща за собой на буксире баржи и плоты, так, когда спаситель (аватара) нисходит, он легко переносит тысячи через океан майи (иллюзии)».
«Локомотив достигает места назначения сам, а также тащит за собой длинный состав, нагруженный вагонами. Подобным образом действует спаситель. Они приносят к стопам Всемогущего множество людей, тяжело нагруженных заботами и печалями этого мира».
«В некоторые сезоны воду можно добыть только из глубин колодцев и с громадным трудом, но когда местность наводнена в сезон дождей, вода добывается легко повсюду. Так обычно Бог достижим с громадными страданиями, через молитвы и наказания, но когда нисходит (поток воплощения), Господа можно видеть везде и повсюду».
«Какого уровня достигает сиддха? (Совершенный человек и хорошо приготовленная еда — и то другое называется сиддха. Здесь — игра слов.) Как картофель и бринджаль, и т.д., будучи хорошо проварены (сиддха), становятся мягкими и нежными, так и когда человек достигает совершенства (сиддха), он становится самим смирением и нежностью».

Пять видов сиддха можно встретить в этом мире:
1). Свапна Сиддха — это те, кто достигает совершенства через вдохновение во сне.
2). Мантра Сиддха — те, кто достигает совершенства с помощью какой-либо священной мантры.
3). Хатхат Сиддха — достигающие совершенства внезапно, как какой-нибудь бедный человек может моментально стать богатым, найдя спрятанные сокровища, или женившись и попав в богатую семью, так и многие грешники очищаются полностью моментально и вступают в Небесное Царство.
4). Крипа Сиддха — те, кто достигает совершенства через великую милость Всемогущего, как какой-нибудь бедный человек становится очень богатым добротой царя.
5). Нитья Сиддха — те, кто совершенны всегда. Как тыква сначала приносит сильный плод, а затем уже — свой цветок, так вечно совершенный (нитья-сиддха) рождается как сиддха, и все кажущиеся усилия и трудности происходящие в его последующий жизни, существуют лишь для того, чтобы показать пример человечеству».
«Сиддха-пуруша (совершенный человек) подобен археологу, который разгребает слой пыли и обнаруживает ручей, который на протяжении веков был закрыт зарослями. По-иному действует аватара. Он, как великий инженер, открывает новый ручей в месте, где раньше не было воды. Великие люди (сиддха) могут даровать освобождение только тем, в ком кроются воды благости и добра, но аватара спасает даже того, чье сердце, казалось бы лишено всякой любви и сухо как пустыня.» Никто не знает величие той жертвы, которую совершает Высший Господь, когда Он становится воплощенным или облекается в плоть».
«Спасители относятся к Брахману (Абсолютному Богу) как волны к океану».

Единство в многообразии

Следует понимать, что все Личные формы Бога — это различные аспекты и формы Одного и того же Существа, именуемого Высший Абсолют, Ишвара и т.д. Поэтому между Его аспектами, формами и именами в действительности не существует никаких противоречий.
В Рудракши-Хридайя-Упанишаде говорится: «Кто повторяет: Шри Рудра, Рудра, Рудра, тот освобождается от всех грехов этим воспеванием (имени) Господа» . В той же Упанишаде поясняется: «Рудра — это Вишну, а Ума — Лакшми, Им я поклоняюсь» .

Также и в Падма-Пуране утверждается: «Тот, кто есть Вишну — также есть и Рудра, в этом нет сомнения» .
Выражением единства Вишну и Шивы является традиционное изображение формы Харихара, одна половина тела которого образует Вишну, а другая — Махэшвара. О необходимости признания в равной степени Высшими обоих говорит Сканда-Махапурана: «Хари пребывает в Вишну-Канчи, Шива пребывает в Шива-Канчи . Те поклоняющиеся, которые не различают между этими Двумя — достигают спасения очень легко; однако другие, которые различают между Ними, возвышая Одного и считая ниже Другого, попадают в плохое положение» . Так и в Шактисангама-Тантре утверждается: «Тот, кто пребывает в форме Вишну, — это Шамбху , тот, кто пребывает в форме Шамбху, — это Хари.

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide