07.06.2017

Что такое тантра?

Тайные обряды посвященных

Тантрическая система эзотерична по своему характеру и поэтому, практики и обряды могут совершаться последователями тантрического направления только после посвящения. Процесс посвящения, а также получение учеником тех или иных практик, наставлений знаний и навыков от гуру — носят в Тантре сугубо индивидуальный и тайный характер.

Только таким образом можно сохранить истинность и действенность практической традиции. Непосвященные не могут извлечь надлежащей пользы, «по случаю» разузнав какую-либо тайную мантру, или «ухватив» кусочек знания о каком-либо обряде. Не получив надлежащих разъяснений, или даже не будучи в действительности готовыми для этой садханы (практики), люди, пытающиеся практиковать таким образом, не достигают желаемых результатов.

Если же они при этом движимы материальными побуждениями — такие самодеятельные попытки могут для них обернуться тяжелыми последствиями — вплоть до умопомешательства и крайне неблагоприятных состояний после смерти. Поэтому в Тантрах постоянно повторяются слова о необходимости передачи знаний только посвященным и о строгом неразглашении практик и обрядов, получаемых от своего гуру.

Среди всех тантрических практик есть такие, которые являются особенно тайными, их надлежит оберегать от непосвященных, подобно тому, как благородная женщина оберегает тайные части своего тела от посторонних людей. Однако общее представление об этих тайных обрядах, их целях и результатах и даже описание условий их проведения содержится во многих Тантрах, доступных достаточно широкому кругу людей, наряду со всеми другими темами, рассматривающимися в этих Писаниях.

В наше время, когда информация о Тантре становится все более и более общедоступной, доходя до людей в невероятно искаженном или не разъясненном виде, — необходимы книги и комментарии, дающие представление об истинном смысле тантрических методов, в том числе и тайных обрядов, и разъясняющие значение этих практик с точки зрения самой традиции.

Предубеждение, огульное отрицание Тантры, непонимание ее сути, — сильно распространены как в Индии, так, тем более, и за ее пределами. Такое неприятие, страх или ложное представление о тантрической системе основаны прежде всего на незнании истинных целей и принципов этой традиции, а также, конечно, связаны с ограниченным мышлением людей.

В связи со всем вышесказанным, я полагаю уместным дать в этой книге представление о некоторых тайных тантрических обрядах, их смысле, условиях проведения и результатах.

Шмашана — садхана

Шмашан, или место кремации, играет важную роль при выполнении ряда тантрических практик. Прежде всего, место сожжения мертвых тел — это подходящее пристанище для отреченных (садху, саньяси), отбросивших узы мирских привязанностей и свободных от бремени внешних условностей.

Здесь хорошо размышлять о тленности всего материального; воочию, ежедневно можно видеть как то, за чем люди ухаживают так тщательно, на что тратят все свои силы, мысли, побуждения, сбережения, что кормят и поят, омывают, выводят гулять, одевают, лечат, о чем сочиняют романы, стихи и романсы и т.д. и т. п. — весьма быстро и неизбежно превращается в горстку пепла, как старая сожженная одежда.

Именно на месте сожжения можно ощутить единство жизни и смерти, это — наиболее благоприятное место для практики непривязанности к миражам материальной иллюзии. Огонь — все очищающая стихия. Недаром в Упанишадах говорится, что Господь проявляет Себя в материальном мире в виде огня.

Согласно тантрической традиции — медитация или практика мантры на шмашане является особенно эффективной. При благоприятных условиях такой практики результат может быть достигнут очень быстро.

Поэтому многие тантрические садхаки поселяются на местах сожжения, живут там постоянно и практикуют различные виды садханы. Однако, надо сказать, что в современной Индии шмашан — это далеко не всегда и не всюду спокойное место. Бывает, что в таких местах живет достаточно много людей, но мало кто из них занимается практикой по-настоящему. Известные шмашаны все больше становятся местами посещения или даже развлечения приезжающих туда людей.

В прошлые времена, когда такие великие тантрические святые, как Бамакхэпа в Тарапитхе, жили и совершали поклонение на этих шмашанах, это были уединенные и спокойные места, действительно благоприятные для интенсивной бхаваны (медитации). Для совершения интенсивной практики лучше всего найти действительно спокойное место, свободное от скопления людей, не обязательно даже связанное с общеизвестными местами поклонения. В таком месте может выполняться весь спектр тантрических практик. В этой главе я дам краткое описание некоторых особых обрядов, совершаемых тантриками.

Мунда-садхана

Это практика, в которой используются черепа (мунда). Для этой садханы могут быть использованы как человеческие черепа, так и черепа некоторых животных. Из этих черепов сооружается специальное сидение для медитации, или же черепа закапываются в землю или песок и над ними устанавливается алтарь.

Согласно Йогини-Тантре, если обряд совершается с тремя черепами, то могут быть использованы черепа человека, вола и кошки, или же три человеческих черепа. Если совершается обряд с пятью черепами, то нужно иметь следующие мунды: шакала, змеи, собаки, обезьяны и человека, или же пять человеческих мунд. Согласно другому варианту, для сидения на трех мундах могут использоваться черепа обезьяны, шакала и человека; для сидения на пяти мундах черепа змеи, обезьяны, шакала и два человеческих. При недостатке черепов даже один мунда может служить цели совершения этой практики.

Мунды наделены определенной энергией, которая при правильном их очищении и использовании будет способствовать быстрому достижению результатов в медитативной практике. Как существуют ускорители реакций в химии, так и при использовании мунд можно достичь достаточно быстрых результатов в практике индивидуальной мантры и кундалини-йоги.

Шава-садхана (практика с трупом)

Надо отметить, что как мунда, так и шава и тому подобные элементы вира-садханы, используются уже в непосредственно готовом виде, садхака не должен предпринимать каких-либо насильственных действий по отношению к кому-либо.

Как уже ясно из главы «Гуру-ученик», для посвящения в истинную тантрическую традицию необходимо обладать надлежащими качествами, такими как склонность к медитации, богонаправленность, доброжелательность ко всем существам, контроль над чувствами и т.д., и т.п. Такие качества характера, как жестокость или гнев, противоречат самим основам тантрической системы и практики. Тантрический садхака не должен совершать никакого насилия по отношению к живым существам, если это не обусловлено крайней необходимостью.

Такой необходимостью может быть защита, о чем будет сказано при описании магических ритуалов. В некоторых направлениях совершается жертвоприношение животных (балидана), однако наивысшие из тантриков, также как и наивысшие из тантрических поднаправлений, не совершают таких жертвоприношений, выполняя внутреннюю медитацию и ментальное жертвоприношение своих чувств и состояний сознания внутри тела (антарьяга).

Что же касается мунда-садхана, шава-садхана и т.п., то гуру или сам садхака находят черепа или трупы уже умерших животных или людей и, очистив соответствующими ритуальными действиями, используют их в практике. Это могут быть, например, трупы следующих умерших людей: убитого грозой, укушенного змеей, утонувшего, убитого в битве или схватке и т.п. Согласно Тантрасара Кришнананды, запрещено использование ряда трупов, в том числе: женщины, самоубийцы, прокаженного, старого, а также несвежих трупов. Если нет возможности найти подходящий для обряда труп, то садхака может совершить обряд с символическим заменителем трупа, сделанным из травы дарбха или некоторых зерен (ячменя, риса и т.д.).

Распространенные на Западе произведения литературы и кино, изображающие тантриков как злодеев, жаждущих крови, ужасающих фанатиков, готовых убить и принести в жертву кого угодно — не более чем плоды творческой фантазии авторов, рассчитывающих на массовый успех. Невреждение — наивысший закон, который следует соблюдать в этом мире. Необходимо совершенно ясно понять, что описываемые здесь особые обряды имеют связь с работой с тонкими энергиями, но не имеют ничего общего с убийством или чем-либо в этом роде.

Если гуру считает необходимым для блага ученика провести шава-садхану, то, найдя подходящий шава, они производят подготовку к этому ритуалу. С помощью специальных магических действий (мантра, ньяса, кавача и т.д.) производится очищение места, выбранного для обряда, очищение шавы и других используемых элементов. Руки и ноги (или ноги и волосы) трупа привязываются таким образом, чтобы в процессе ритуала не возникло непредвиденных неприятностей. Обряд проводится ночью, желательно в полночь, в уединенном месте.

Гуру руководит действиями ученика и помогает ему как в магической защите от нежелательных влияний, так и в том, чтобы повторение мантры было действительно эффективным. Садхака садится на шаву и под руководством и при поддержке гуру повторяет джапу (мантру на четках). Во время этого ритуала необходимо продолжать джапу с интенсивной концентрацией сознания до тех пор, пока труп не подаст признаков жизни.

Затем садхака должен испросить у полу ожившего мертвеца какой-либо дар. Таким даром могут быть определенные сиддхи. В свою очередь, садхака может оказать определенную услугу покидающей этот мир душе, даровав ей благословение, обеспечивающее более благоприятное существование. Он также может принести дары родным и близким умершего.

Если не принять меры предосторожности и оставить труп не связанным, то может случиться, что пробудившийся полу мертвец, будучи еще в невменяемом состоянии, скинет или даже схватит садхака, особенно если покойный обладал достаточно крепким телом.

После того, как цель обряда достигнута, шава вновь возвращается в мертвое состояние, после чего садхака освобождает привязанные конечности трупа. Затем, омыв тело и произнеся соответствующие благословительные мантры, он должен бросить тело в реку, или похоронить или сжечь.

После этого — все предметы, использованные в этом обряде, выбрасываются в воду. Садхака принимает омовение и возвращается домой. Считается, что божественная сила пребывает в теле такого садхака в течение 15-ти дней со времени совершения этого обряда. В течение этого периода — ему следует вести особенно воздержанный образ жизни — не иметь секс с женой, не слушать песни, не наблюдать танцы и т.д.

rfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-sliderfwbs-slide