Что такое Маха-мантра?

Что такое Маха-мантра

Маха-мантра (महमन्त्र, mahamantra – великая мантра) – категория мантр в индуизме, в чьей ритуально-аскетической практике используется значительное количество Маха-мантр – некоторые из имеют общеиндуистское значение; другие важны только для представителей конкретных школ.

Древнейшими можно считать Гаятри и Маха-мритьюмджая-мантру: они упоминаются в Риг-веде – старейшем из литературных памятников индуизма.

Некоторое количество Маха-мантр есть в литературе шрути – в более поздних ведах (в Яджур-веде, в Сама-веде и в Атхарва-веде), в Упанишадах (в основном в так называемых „сектантских упанишадах“), Брахманах, Араньяках, в Ведангах.

С развитием тантрической традиции и появлением тантрической литературы, появилось значительное количество Маха-мантр – однако большинство из них имеют значение либо для представителей того или иного направления индуизма, либо для представителей конкретной школы.

Слово «Маха-мантра» – сложносоставное (татпуруша) слово, состоит из двух санскритских слов:

  • маха (मह maha) – великий, большой
  • мантра (मन्त्र mantra) – которое, в свою очередь, состоит из:
  • корня ман (मन् man), переводящегося в данном случае как «ум», «разум» и
  • окончания -тра (त्र tra) [от санскр. त्रय traya] – «освобождение».

Таким образом, слово «Маха-мантра» можно перевести как «Великое освобождение ума».

За исключением всего нескольких Маха-мантр (которые разрешается читать всем), для чтения большинства Маха-мантр часто необходимо прямое благословение на чтение от Гуру.

Особенно это касается тех Маха-мантр, которые можно найти в „сектантских упанишадах“ и тантрико-агамической литературе индуизма: эти мантры часто лишь символически описаны в тексте и без конкретных указаний Гуру и знания традиции невозможно понять их.

Так же в литературе, вслед за самой мантрой или её описанием, часто даются описания правил джапы: время и место чтения, количество повторений и т.д.

В традиции шиваизма существует небольшое количество маха-мантр, которые принимаются всеми направлениями шиваизма.
Для их чтения обычно не требуется специального разрешения — мантра-дикши (mantra-dikṣa).

1. Панчакшара-мантра:

oṃ namah śivāya
Ом. Поклонение Благому.
[Яджур-веда (1.8.1)]

Важнейшая из шиваитских маха-мантр.

2. Махамритьюмджая-мантра:

tryambakaṃ yajāmahe sugandhiṃ puṣṭivardhanam
urvārukamiva bandhanān mṛtyormukṣīyamāmṛtāt
Почитаем Трехокого Господа, Благоухающего, Питающего благом всех!
Как созревший огурец от стебля, так и нас да избавит Он от уз смерти ради Бессмертия.
[Риг-веда (7.59.12), Яджур-веда (1.8.6)]

Вторая по значимости из маха-мантр шиваизма. Также одна из важных мантр в смартизме.
В тантризме, в школах, в которых важное значение придаётся работе с чакрами, её связывают с Вишуддха-чакрой.

3. Рудра-мантра:

oṁ namo bhagavate rudrāya
Ом. Поклонение Господу Рудре.
[Яджур-веда (1.8.6)]

Третья по значимости среди шиваитских маха-мантр (другое название — Навакшара-мантра — мантра девяти слогов).

В тантрических направлениях шиваизма (так же, как и в тантрических направлениях вайшнавизма и шактизма) часто к некоторым из маха-мантр добавляют те или иные биджа-мантры, которые как-бы усиливают сами маха-мантры.

Однако, надо заметить, что самостоятельные эксперименты с биджа-мантрами, без глубокого знания традиции и прямых указаний Гуру, в лучшем случае ничего не дадут.
В худшем, по утверждению тантрической литературы, такой человек будет в течении многих воплощений воплощаться в телах низших животных или демонов.