Все существа стремятся к одному и тому же – к счастью.

Но представления о счастье и пути его достижения различны. Любое удовольствие – чувственное, интеллектуальное или духовное, исходит из Брахмана. Брахман, источник всякого блаженства, сам по себе является блаженством (расовой сах). Хотя все виды удовольствия происходят из одного источника, они различаются по степени интенсивности и по продолжительности.

Счастье может быть кратковременным, долговременным или постоянным. Те, кто следуют по пути желаний (правритти марга), стремятся к земным наслаждениям (бхукти) или к более продолжительным, но все же преходящим небесным (сварга) наслаждениям.

Тот, кто следует по пути возвращения (нивритти марга), ищет счастья не в сотворенных мирах, а в вечном соединении с их творцом. Поэтому сказано, что человек не может быть истинно счастлив, пока не найдет прибежища в Брахмане, который сам по себе – величайшее блаженство (расам хьеваям лабдхва ананди бхавати).

Все в мире подчиняется ритму божественного дыхания. На выдохе дух уплотняется до материи, а на вдохе материя истончается до духа. Дэви в образе Майи создает мир, а Дэви в образе Маха майи поглощает его. Выдох – это правритти, а вдох – нивритти. И то и другое имеет божественную природу. Дэви дарует и наслаждение (бхукти), и освобождение (мукти) [Так же, как и сварга (см. Шактанандатарангини, гл. 1)], в отличие от Вишну и Шивы, которые дают только мукти. Такая роль Дэви объясняется тем, что именно она рассматривается в качестве источника всего материального и, следовательно, в качестве источника всех благ материального мира (бхога).

Все дживы, которые еще не стали людьми, и сами люди следуют правритти марге и вправе стремиться к удовольствиям, соответствующим их уровню развития.

Жажда жизни сохраняется, пока джива не достигает поворотной точки, когда исходящая энергия исчерпана. До этого момента человеку суждено оставаться на пути желаний, которые символизирует петля в руке Дэви. Дэви одновременно олицетворяет и желания [См. Чанди. Дэви проявляется в желании и т.д.], и свет знания, который позволяет мудрым видеть всю тщетность этих желаний. Никто не может отказаться от своих стремлений, пока они не будут полностью исчерпаны.

Мировой процесс описывается так: нерожденные, пуруши, подчиняются Ей (Пракрити), но освобождаются от Нее благодаря вивеке [Согласно шруги («Тайттирия араньяка»): // Аджамакам лохита шукла кришнам, // Вахвим праджам джанаянтим сарупам,  // Аджо хьеко джушамано ’ нушете Джахатьенам бхукта бхогамаджоньях.  // См. также: Санкхья таттва каумуди].

В этом мире есть все необходимое для правритти марги, и сказано, что «тантрика» получает и наслаждение (бхукти), и освобождение (мукти) [См. гл. 4, шл. 39 и гл. 1, шл. 51, где сказано, что тантры дают и бхукти, и мукти]. Но для наслаждения существуют свои законы, которые нельзя нарушать. Человек не должен становиться рабом своих желаний [А  Относительно свеччхачары см, примечание к шлоке 96 в 3 главе].

Разум часто сравнивают с возницей, тело – с колесницей, а чувства – с конями. Вопреки распространенному заблуждению, тантры, как и другие тексты, придают большое значение тому, чтобы лошади слушались возницу. Мощный нисходящий поток, направленный от духа к материи, может уничтожить человека, если его мысли и действия не будут подчиняться дхарме.

Теперь поговорим подробнее о каждой из трех целей правритти марги – дхарме, каме и артхе.

Дхарма

«Дхарма» обозначает то, за что нужно крепко держаться, или чему нужно следовать: закон, обычай, традицию, религию, добродетель, добро, справедливость, долг, добрые дела и мораль. Иными словами, дхарма – это вечные и неизменные (санатана) принципы, по которым существуют вся Вселенная в целом и ее отдельные части как органические, так и неорганические. «Дхарма – это то, что поддерживает и объединяет народы (Вселенной)»,  «Она была дана для процветания и приносит процветание. Она – опора и защита.

Поскольку она поддерживает и объединяет, ее называют дхарма. Дхарма – то, на чем зиждется человеческое существование». Дхарму нельзя считать искусственно созданным законом, это естественный закон, составляющий самую основу бытия. Правильное поведение (ачара) есть проявление дхармы и добра. Ачара укрепляет дхарму и приносит человеку добрую славу при жизни и после смерти [Махабхарата, Шанти парва, Анушасана парва].

Мудрецы считали ачару основой любого тапаса [Манусмрити (I, 108, 110)]. Дхарма – это не только теоретические принципы правильного поведения, но и их практическое применение – благие деяния, которыми человек заслуживает земное и небесное счастье и освобождение. Дхарма – это также добродетель, которая взращивается такими деяниями.

В основе санатана дхармы лежит шрути (откровение), представленное в различных шастрах, а также смрити, пураны и тантры. В «Дэви бхагавате» [I, iii, 19.] сказано, что в кали югу Вишну, воплотившийся во Вьясе, разделил одну Веду на много частей, чтобы помочь людям, поскольку знал, что их жизнь коротка, а разум слаб, и они не способны изучить все целиком. Дхарма – первая из четырех основ бытия (чатур варга).

Кама

Кама – это желания, связанные с богатством, успехом, семьей, положением в обществе и другими благами. К этой же категории относится потребность в высоких и благородных целях, желаниях и амбициях, свидетельствующих о величии души. При этом желания, высокие или низкие, не должны выходить за рамки правил, поскольку дхарма стоит выше желаний.

Артха

Артха (благосостояние) – это средства для поддержания жизни. На материальном уровне – это пища, питье, деньги, дом, земля и другие формы собственности. На духовном уровне – это средства осуществления более высоких желаний, например, желания заниматься религиозной практикой или помогать другим существам и т.п. Иными словами, артха – это все, что необходимо для исполнения правомерных желаний высшего или низшего уровня. При этом следует помнить, что артха подчиняется дхарме, то есть нужно правильно выбирать цели и средства их достижения.

Три вышеописанных принципа, составляющие триваргу, культивируются на пути правритти. Пока человек не вступит на путь возвращения и не будет готов отречься от всех желаний, он должен двигаться к высшей цели с помощью добрых деяний (дхарма), правильных желаний (кама) и осуществления этих желаний законными средствами (артха).

Человек, жизнь которого протекает в русле правритти марги, «должен уделять равное внимание всем компонентам триварги, ибо жалок тот, кто привязан только к одному из них» (дхармар тхакамах самамева севьях йо хьекасактах са джа но джагханьях) [Например, домохозяин, который посвящает все время религиозной практике, пренебрегая своей семьей и мирскими обязанностями].

Мокша

Мокша, или мукти, – высшая из четырех целей. Только ее можно считать истинной, ибо того, кто следует первым трем целям, всегда преследует страх смерти [Вишну бхагавата, IV, xxii, 34, 35.].

Мукти означает «освобождение». Следует избегать термина «спасение» и вообще христианских терминов, поскольку за ними стоят несколько иные, хотя и похожие, идеи. Согласно христианской доктрине, вера в учение Христа и его церковь приводит к спасению. Под спасением понимается прощение грехов, в силу искупления их Христом, избавление от суда и вхождение в Царство Божие.

Мукти же означает освобождение от оков сансары (феноменального бытия) и соединение воплощенного духа (дживатмы), или индивидуальной жизни, с Высшим Духом (Параматмой). Единственный ключ к освобождению – это духовное знание (атмаджняна), хотя очевидно, что прежде чем получение такого знания станет возможным, нужно избавиться от грехов и научиться правильному образу действий, а для этого в свою очередь необходимо следовать дхарме.

Идеалистическое учение индуизма, постулирующее, что высшая реальность кроется в природе ума, ставит «интеллектуальное» выше этического. Не умаляя значения нравственности, индуизм все же отводит ей второстепенную роль, ибо считает, что для достижения высшего мукти (кайвальи) – состояния, в котором полностью исчезают все модификации энергии сознания, одной нравственности недостаточно.

Это состояние невозможно вызвать правильными поступками, так как любые поступки, плохие или хорошие, создают карму, а карма порождает те самые модификации энергии, от которых человек стремится в конечном итоге избавиться. Мокша относится к нивритти марге, в отличие от триварги, принадлежащей правритти марге.

Широко распространено представление, что мукти – это одно определенное состояние, но на самом деле мукти имеет несколько ступеней, соответствующих разным уровням совершенства.

Принято выделять четыре уровня (пада) блаженства: салокья, самипья, сарупья и саюджья. Это пребывание в одном месте (локе) с божеством, близость к божеству, обретение формы или качеств (айшварья) божества и полное слияние с божеством. Состояние, которого достигает джива, зависит от садхаки и вида садханы. Садхака может использовать образы или обходиться без них, он может рассматривать божество как внешний объект или как нечто единое с самим собой, он может представлять божество с атрибутами или без них и т.д.

Четыре вышеописанных состояния возникают в результате действий, они временны и обусловленны. Настоящая мокша – маханирвана, или кайвалья, основанная на духовном знании (джняна) [Джняна – это знание, дающее освобождение. Другие формы знания называются виджннна. // Мокше дхир джнннам аньитра Виджнянам шилъпа шастрайох], постоянна и безусловна.

Тот, кто постиг Брахмана, понимает, что миры, которых можно достичь с помощью деяний, несовершенны. Поэтому он отвергает их и стремится к состоянию абсолютного блаженства, которого нет ни в одном из миров. Кайвалья – это состояние высшего единства, в котором нет никаких свойств, состояние, в котором, согласно «Йога сутре», все модификации энергий сознания исчезают, и сознание возвращается к своей истинной природе [См. комментарий Бхаскарараи к «Лалитасахасранаме», шл. 125].

Освобождения можно достичь при жизни в физическом теле. Это состояние дживанмукти, воспетое в «Дживанмуктигите» Даттатреи. На самом деле душа свободна, ее видимая несвобода не более, чем иллюзия. Но, хотя мокша присуща лживе изначально, иллюзия мешает это осознать, поэтому приходится принимать меры для ее устранения.

Джива, которой удалось избавиться от иллюзии, продолжает свою земную жизнь в состоянии дживанмукта, и у нее нет необходимости воплощаться снова.

Согласно Нитьяните, для просветленного каулы нет разницы между грязью и сандалом, другом и врагом, жилым домом и местом для сожжения трупов. Он знает, что все есть Брахман, что Параматма и дживатма – одно. У него нет никаких привязанностей.

Йогическая практика – это средство достижения мукти.


ДАЛЕЕ: 49. Сиддхи в садхане