Четыре кармические категории

Четыре кармические категории

Причинно-следственные отношения составляют нераздельное целое

Для облегчения понимания их можно условно разделить на четыре категории:

  1. санчита,
  2. прарабдха,
  3. криямана,
  4. агама.
Санчита карма («сваленная в кучу») — это сумма всех действий в прошлом, не важно, помнит о них человек или нет, которые присутствуют в теплице причинного тела.

Именно санчита карму имели в виду некоторые индийские мудрецы, когда утверждали, что пути кармы неисповедимы. Действия, о которых нет воспоминаний, включают и действия в прошлых жизнях.

Прарабдха карма («движущаяся») — это та часть санчита кармы, которая готова проявиться в данной жизни индивидуума, созревшие плоды, ждущие, чтобы их вкусили.
В известном смысле санчита и прарабдха кармы имеют неизбежный характер, поскольку обусловлены предыдущей деятельностью. Они неизбежны в том смысле, что на них не влияет криямана карма (создаваемая в данный момент) или агама карма («грядущая», «наступающая»).

Агама карма — это планирование будущих действий, а криямана карма — это то, что мы творим в каждый данный момент посредством воли и творческой способности.
Вы не можете уничтожить своё прошлое, но можете не позволять ему обращаться с собой как с куклой, поскольку можете менять своё будущее действиями в настоящем.
Агама карму можно включить в криямана карму, и вместе их обозначить термином вартамана карма («текущая», «живая»).
Если провести аналогию между этой классификацией карм и обычным рисом, то санчита карма будет соответствовать собранному урожаю, поступившему в зернохранилище.

Прарабдха карма — это часть запаса, изъятая из хранилища для еды. Криямана карма — это засеваемый сейчас рис, который даст новый урожай.