Человеческое тело – это брахма‑пура, город Брахмы.

Сам Ишвара входит во Вселенную как джива. Поэтому махавакья «Тот, кто существует» означает, что эго (которое отождествляется с лживой, только когда речь идет об упадхи [Упадхи – иллюзорные ограничения Абсолюта]) – это Брахман.

Пять оболочек

В теле есть пять оболочек, называемых коша: аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя и анандамайя. Это физическое и витальное тела, два ментальных тела и тело блаженства. В первом из них Высший Дух чувствует себя темным или светлым, высоким или низким, молодым или старым.

Витальное тело позволяет ему испытать ощущения жизни, голода и жажды. Ментальные тела дают возможность думать и понимать. А в теле блаженства он пребывает в состоянии счастья. Когда Высший Дух одет в эти пять оболочек, кажется, что они его ограничивают, хотя на самом деле он безграничен [Манасолласа Сурешварачарии, комментарий к 3 шлоке].

Аниамайякоша

В материальном теле, которое называют «оболочкой пищи» (аннамайякоша), главную роль играют элементы земли, воды и огня, сосредоточенные в нижних чакрах: муладхаре, свадхистхане и манипуре. Первые два элемента дают пищу и питье, которые перерабатываются в огне пищеварения, и из них формируется «тело нищи». В аннамайякоше находятся индрии. Слово «индрия» имеет два значения: способность чувствовать и органы чувств, но в данном случае речь идет именно о физических органах.

Материальное тело (шариракоша) содержит шесть «внешних» коша: волосы, кровь и плоть [В «Прапанчасаре (гл. 2) вместо «мамса» (плоть) стоит «шукра» (семя)], которые переходят от матери, и кости, мышцы и костный мозг, которые переходят от отца.

Индрии делятся на две группы. Первая – джня‑нендрии,  или органы восприятия, через которые приобретается знание о внешнем мире: уши, кожа, глаза, язык и нос. Вторая – кармендрии,  или органы действия: рот, руки, ноги, анус и пенис, которые отвечают за речь, держание, передвижение, выделение и размножение.

Пранамайякоша

Вторая оболочка – это пранамайякоша, или оболочка «дыхания» (прана), к которой относятся элементы воздух и эфир, сосредоточенные в чакрах анахата и вишуддха.

В эту оболочку входят десять ваю (ветров), или внутренних жизненных энергий, пять из которых считаются основными [См. «Шарадатилаку». К второстепенным ваю относятся нага, курма, крикара, дэва‑датта, и дхананджая. Их функции: икота, открывание и закрывание глаз, пищеварение, зевота и расширение, которое присуще даже трупу]: сапфировая прана, апана цвета вечерних облаков, серебристая вьяна, удана цвета огня и молочно‑белая самана [«Дакшинамурти‑стотры»].

Все эти энергии представляют собой аспекты деятельности одного и того же божества – Прана‑дэваты. Прана в общем смысле – это ваю, или универсальная энергия действия, которая в индивиде разделяется на пять аспектов, имеющих разные функции.

Ее порождает кундалини – мать праны, Мулапракрити, озаренная светом высшей Атмы. Прана в узком смысле, как один из пяти видов энергии, связана с дыхательной функцией. Удана – это восходящий ваю. Апана – нисходящий ваю, кишечные газы, экскременты, моча и семя. Самана, или общий ваю, зажигает огонь, который «равномерно распределяет пищу и т.п. по телу». Вьяна – разделяющий ваю, который отвечает за деление и распространение. Эти энергии обеспечивают дыхание, выделение, пищеварение и кровообращение.

Маномайя, виджияиамайя и анакдамайякоши

Следующие две оболочки – маномайя и виджнянамайя. Они образуют антахкарану, состоящую их четырех частей: ума в его двух аспектах (буддхи и манас), самости (ахамкара) и читты [Эта способность особенно важна для мантра‑смараны, дэвата смараны и т.п.]. Первые три отвечают за сомнение санкальпа‑викальпагмака (неуверенность – уверенность), решимость (нишчаякарини) и самосознание (абхимана).

Манас автоматически регистрирует информацию, поступающую от органов чувств. Буддхи, на основании этой информации, распознает объект, лает ему определение и затем постигает. Ахамкара устанавливает характер отношений между объектом и субъективным «я». Функция читты – размышление (чинта), мод которым понимается способность [Нади‑виджняна (гл. 1, шл. 4‑5).] ума (в широком смысле) создавать мысленный образ и сосредоточиваться на нем. Буддхи рождается, живет и умирает, а читта остается неизменным.

Антахкарана управляет десятью чувствами – дверями, через которые она воспринимает внешний мир. В этой оболочке находятся способности восприятия (в отличие от органов, или инструментов, восприятия, которые являются частью аннамайякоши). Центрами энергий маномайи и виджнянамайи являются аджна‑чакра и область над ней, под лотосом сахасрары, где пребывает атма последней оболочки – оболочки блаженства. Физическое, материальное тело называют стхула‑шарира. Тонкое тело называется сукшамашарира, а также линга‑шарира или каранашарира. В него входят десять индрий, манас, ахамкара, буддхи, и пять видов праны. В тонком теле находится причина перерождений.

В результате соединения атмы с упадхи появляются три состояния сознания. Первое – это джаграт, или бодрствование, во время которого объекты воспринимаются посредством органов чувств через манас и буддхи. «Ишварапратьябхиджна» дает такое описание: «Ценимое всеми состояние бодрствования – источник внешних действий, основанных на работе органов чувств».

Когда джива называется джагари, имеется в виду, что она воплощается в материальном теле, которое называется вишва. Второе состояние – свална, или сон. В этом состоянии органы чувств бездействуют, и атма воспринимает ментальные образы, которые рождаются из впечатлений, полученных в состоянии джаграт.

В это время манас не регистрирует новые чувственные впечатления, он вместе с буддхи обрабатывает опыт, полученный во время бодрствования. В том же тексте, на который мы только что ссылались, об этом состоянии сказано: «В состоянии свапна происходит объективизация видений, воспринимаемых умом благодаря проявлению скрытых в нем представлений».

Джива в состоянии свапна называется тайджаса. Ее индивидуальность растворяется в тонком теле. Собирательное название таких джив – хираньягарбха, а собирательное название бодрствующих джив – вайшванара. Третье состояние – сушупти, или сон без сновидений, когда манас не функционирует, а буддхи, над которым довлеет тамас, сохраняет только одну мысль: «Я спокойно спал. Я ничего не сознавал» («Патанджали‑йога‑сутра»), Упадхи этих состояний в макрокосме называются вират, хираньягарбха и авьякта.

«Шива‑сутра» описывает глубокий сон как состояние, в котором невозможно различение или заблуждение. Из приведенного выше отрывка видно, что во время крепкого сна проявляются три вида авидьи: невежество, эгоизм и счастье. Тот, кто находится в этом состоянии, называется праджна, его индивидуальность растворяется в каузальном теле (карана).

При этом праджна сливается с Брахманом и перестает быть дживой, но, поскольку это состояние ассоциируется с авидьей, нельзя считать, что он становится Параматмой. Основа спящей дживы – карана, а основа дживы в четвертом состоянии – махакарана. Совокупность всех джив в состоянии праджна – это Ишвара.

За сушупти находится турия, а за ней трансцендентное пятое состояние, не имеющее названия. В четвертом состоянии приобретается шуддха‑видья, которое йоги считают единственным истинным знанием. Чтобы прийти к нему, они практикуют самадхи‑йогу. В турии джива растворяется в великом каузальном теле (махакарана). По мере углубления, четвертое состояние перерастает в пятое.

Тот, кто его достигает, становится равен Шиве, или, говоря точнее, приближается к состоянию Шивы, поскольку на самом деле «безупречный достигает высшей степени равенства», то есть единства, лишь на следующем этапе. Таким образом, даже в четвертом и пятом состояниях еще нет того абсолютного совершенства, которое присуще Высшему.

Бхаскарарая в комментарии к «Лалите» указывает, что тантрическое учение добавляет к первым трем состояниям, о которых говорят последователи Упанишад, еще два, но они не описываются отдельно, поскольку не предполагают полного совершенства лживы или Шивы.

Нади

Считается, что через человеческое тело проходит 35 миллионов больших и малых нади [Шатчакранирупана (комментарий к шл. 1), ссылаясь на Бхуташуддхи‑тантру, говорит о 72 000 нади (см. также: Нируттара‑тантра и Пранатошини, с. 35). В «Шива‑самхите» (2,13) упоминается 350 000]. В обычном смысле слово «нади» означает «нерв» или «артерия». Но нади, о которых говорят книги по йоге, – это тонкие энергетические каналы.

Среди всех этих каналов выделяют четырнадцать наиболее важных, три из них (ида, пингала и сушумна) имеют первостепенное значение. Сушумна – это самый главный канал, которому подчиняются все остальные. Он проходит внутри меру, там же, где головной и спинной мозг [На основании «Тантра‑чудамани» было принято считать, что сушумна проходит вне меру. Но в «Шатчакранирупане» (шл. 2) указывается, что это не так. Снаружи меру проходят ида и пингала].

Сушумна начинается в лотосе муладхары, вместилище земли [Таттвы земли, воды, огня, воздуха и эфира, о которых говорится во введении и в самом тексте, не следует отождествлять с одноименными веществами], и заканчивается в области головного мозга. Она имеет природу огня (вахни‑сварупа) и содержит в себе ваджрини‑нади в виде солнца (сурья‑сварупа).

Внутри ваджрини‑нади находится тусклый читра, или читрини‑нади, в виде луны (чандра‑сварупа), в котором капает нектар (одно из названий этого канала – брахма‑нади). Таким образом, сушумна содержит в себе три гуны. Лотосы всех чакр подвешены к читри‑ни‑нади. Чакры описываются как утолщения на стволе нади, который в тысячу раз тоньше волоса.

Снаружи от меру вокруг сушумны проходят каналы ида и пингала, изгибающиеся в форме спиралей. Ида начинается с левой стороны и заканчивается в левой ноздре. Пингала начинается справа и заканчивается в правой ноздре. В аджна‑чакре сушумна, ида и пингала переплетаются, образуя знак кадупея. Ида тусклого цвета, подобна луне (чандра‑сварупа) и содержит в себе нектар.

Пингала красного цвета, подобна солнцу (сурья‑сварупа) и содержит в себе «яд», мертвую воду. Аджна‑чакра, в которой три «реки» сливаются, чтобы затем снова разделиться, называется мукта‑тривени. Муладхара, место встречи трех нади, называется юкта‑тривени (объединенный тривени). Иду, пингалу и сушумну сравнивают с Гангой, Ямуной и Сарасвати – тремя священными реками Индии. На конце сушумны, в муладхаре, находится отверстие, которое называется брахмадвара, его закрывает свернувшаяся в кольца Дэви‑кундалини.


ДАЛЕЕ: 12. Чакры