В человеческом теле есть шесть чакр, или основных энергетических центров:

  1. муладхара,
  2. свадхист‑хана,
  3. манипура,
  4. анахата,
  5. вишуддха,
  6. аджна.

Над ними находится тысячелепестковый лотос (сахасрара‑падма).

Муладхара

Муладхара [Мула – это «корень», адхара – «опора». Муладхара – это корень сушумны и опора кундалини] – это треугольник в центральной части тела с обращенной вниз вершиной. Он напоминает йони молодой девушки и описывается как красный лотос с четыремя лепестками, расположенный между нижней частью половых органов и анусом.

Таттва этой чакры – земля, рожденная водой. На четырех лепестках – четыре золотых варны: ван, щан, шан и сан [Едва ли стоит напоминать, что на самом деле там нет никаких лотосов и букв. Все эти образы используются для описания переживаний, возникающих в ходе Логической практики. Так, лотос – это сплетение нади, число которых определяет количество лепестков лотоса.]. Эти лепестки смотрят на четыре стороны света (Ишана и др.) и символизируют четыре формы блаженства: йогананда (блаженство йоги), парамананда (высшее блаженство), сахаджананда (естественное блаженство) и вирананда (блаженство виры).

В центре этого лотоса находится красновато‑коричневый, как молодой лист, сваямбху‑линга. Читрини‑нади описывается как трубочка. На ее конце у основания линги расположено отверстие, называемое дверью Брахмана (брахмадвара). Через него Дэви поднимается вверх [Из‑за этого «Лалитасахасранама» (шл. 106) называет Дэви Муладхарамбуджарудха]. Лотос, линга и брахмадвара смотрят вниз. Дэви‑кундалини, которая тоньше волокна лотоса и сверкает, как молния, спит, свернувшись вокруг линги, и закрывает своим телом дверь Брахмана.

У Дэви в брахманде много ипостасей. Кундалини – тончайшая форма, которую она принимает в теле (в пинданде), проявление Пракрити, пронизывающей и поддерживающей всю Вселенную, которая по сути является ее воплощением. «Шарадатилака» называет ее «сияющей танцовщицей в лотосоподобной голове йога». Это она, пробуждаясь, создает из мантры мир [См.: Пранатошини, с. 45].

Сваямбху‑линга находится в огненном красном треугольнике, который содержит в себе красный кандарпа‑ваю, или ветер Камы – разновидность апана‑ваю; здесь живет стремление к созиданию. Треугольник расположен внутри желтого квадрата, который называется притхиви‑мандала (мандала земли). От него исходят восемь молний (ашта‑ваджра).

Здесь пребывают биджи лам и Притхиви на спине слона, а также Брахма, Савитри [Дэви носит имя Савитри] и красная четырехрукая Шакти Дакини [Согласно «Саммохана‑тантре» (гл. 2), она выступает в роли стража двери].

Свадхистхана

Свадхистхана – шестилепестковый лотос у основания половых органов, между муладхарой и пупком. Его сердцевина красного цвета, а лепестки подобны молниям. Таттва этой чакры – вода, родившаяся из огня. На лепестках изображены Варны бам, бхам, мам, йам, рам и лам.

В этих лепестках находятся вритти (состояния, свойства, функции или склонности); прашрайя (доверчивость), авинаша (недоверие), аваджна (пренебрежение), мурччха (заблуждение или, как считают некоторые, нерасположение к чему‑либо), сарванаша (ложное знание) [Буквально – «разрушение всего», к которому ведет заблуждение] и крурата (безжалостность).

В середине есть полукруглая область, где живут божества: темно‑синий Махапишну, Махалакшми и Сарасвати. Впереди синяя четырехрукая Ракини Шакти и биджа повелителя воды Варуны – вам. Внутри биджи находится область Варуны в форме полумесяца, в которой пребывает сам Варуна, сидящий на белом макаре (крокодиле).

Манипура

Манипура‑чакра [Некоторые источники объясняют происхождение этого названия тем, что во время ритуала самаи Дэви наполнена (пура) драгоценностями (мани). См. комментарий Бхаскара‑рай к «Лалитасахасранаме» (шл. 37, 38). Другие источники указывают на то, что благодаря присутствию огни эта чакра подобна брагоценному камню] – золотой десятилепестковый лотос в области пупка.

Таттва этой чакры – огонь, рождающийся из воздуха. Лепестки лотоса имеют цвет облаков, на них синие парны дам, дхам. нам, там, тхам, дам, дхам, нам, пам, пхам, а также вритти ладжа (стыд), пишуната (непостоянство), ирша (ревность), тришна (желание), сушупти (лень) [Полное отсутствие желания действовать, полное отсутствие энергии], вишада (печаль), кашайя (тупость), моха (невежество), гхрина (неприязнь, отвращение) и бхайа (страх).

В сердцевине лотоса находится биджа огня рам  и треугольная мандала повелителя огня Агни, от трех сторон которой отходят три благих знака – свастики. Внутри фигуры – красный четырехрукий Агни, сидящий на баране. Перед ним Рудра со своей Шакти Бхадракали. Рудра алого цвета и изображается в виде старика. Его тело покрыто пеплом. У него три глаза и две руки. Одна из них благословляет, другая рассеивает страх.

Рядом с ним четырехрукая Лакини Шакти цвета расплавленного золота (тапта‑канчана) в желтых одеждах и украшениях. Ее ум ослеплен страстью (мада‑матта‑читта). Над этим лотосом обитель Сурьи. Область солнца пьет нектар, капающий из области луны.

Анахата

Анахата‑чакра – темно‑красный лотос с двенадцатью лепестками в области сердца. Не следует путать его с упоминаемым в тексте сердечным лотосом, который обращен вверх и имеет восемь лепестков, в этом лотосе во время созерцания представляют божество‑покровителя (ишта‑дэвату), Тат‑тва анахата‑чакры – воздух, рождающийся из эфира.

На двенадцати лепестках алые варны кам, кхам, гам, гхам, нам, чам, чхам, джам, джхам, ньям, там, тхам  и двенадцать вритти: аша (надежда), чинта (беспокойство, тревога), чешта (усилие), мамата (чувство собственности) [Следствием маматы является привязанность.], дамбха (высокомерие или лицемерие), викалата (апатия), ахамкара (самомнение), вивека (различение), лолата (алчность), капатата (двуличность), витарка (нерешительность), анутапа (сожаление).

В центре этого лотоса находится сверкающая, подобно молнии, треугольная мандала, известная как Трикона Шакти. Внутри этой мандалы красный вана‑линга, который называют Нараяна или Хираньягарбха, а возле него Ишвара и его Шакти Бхуванешвари. Ишвара – повелитель трех первых чакр. Его тело цвета расплавленного золота, две руки благословляют и рассеивают страх.

Рядом с ним трехглазая Какини Шакти, сиянием подобная молнии. Две ее руки держат петлю и чашу, а две другие благословляют и рассеивают страх. На ней ожерелье из человеческих костей. Она возбуждена и мягкосердечна от вина. Здесь же находятся еще несколько шакти, в том числе Каларатри, и биджа воздуха (ваю) вам.

Внутри лотоса шестиугольная мандала цвета дыма и круглая область, где обитает Ваю того же цвета, сидящий на черной антилопе. Здесь же пребывает воплощенная атма (дживатма), подобная сужающемуся кверху пламени светильника.

Вишуддха

Вишуддха‑чакра, или Бхаратистхана, обитель богини речи, расположена в нижней части горла (кантха‑мула). Таттва этой чакры – эфир. Ее лотос имеет цвет дыма или цвет огня, скрытого дымом.

На шестнадцати лепестках – красные гласные звуки ам, аам, им, иим, ум, уум, рим, риим, лрим, лриим, ем, аим, ом, аум, ма  и ах,  а также семь музыкальных нот (нишада, ришабха, гандхара, ша‑даджа, мадхьяма, дхайвата и панчама), «яд» (на восьмом лепестке), биджи хум, пхат, ваушат, ва~ шат, свадха, сваха, намах  и нектар амрита (на шестнадцатом лепестке).

В сердцевине треугольник, где пребывает двуполый Шива Ардханаришвара. Здесь же находится область полной луны, эфира и его биджи хам.  Акаша‑мандала прозрачна и имеет круглую форму. Сам Акаша одет в белое и восседает на белом слоне. У него четыре руки. Первая держит петлю [Дэви также держит в руке петлю. Желание – это форма васана, а петля – материальная форма] (паша), вторая – палку для управления слоном [Согласно «Вамакешвара‑тантре»], «Петля и амкуша в руке Дэви символизируют желание и гнев.

Но в Йогини‑хридае сказано: «Петля – это иччхашакти, палка – джнянашакти, а лук и стрелы – крияшакти»] (амкуша). Две другие руки делают жесты, дающие благословение и рассеивающие страх. Шива белого цвета, у него пять лиц, три глаза и десять рук, он одет в тигровые шкуры. Рядом с ним белая Шакти Шакини, одетая в желтое. У нее четыре руки, которые держат лук, стрелу, петлю и палку.

Над этой чакрой у основания нёба (талумула) находится скрытая чакра, которая называется Лалана, а в некоторых тантрах – кала‑чакра. Это красный двенадцатилепестковый лотос. В нем содержатся вритти шраддха (вера), сантоша (удовлетворенность), апарадха (чувство вины), дама (самообладание), мана [Обычно имеется в виду гнев на близких людей, например мужа или жену] (гнев), снеха [К  младшим или слабейшим] (привязанность), шока (печаль, горе), кхеда (уныние), шуддхата (чистота), арати (бесстрастность), самбхрама [Основанное на уважении] (волнение) и урми (аппетит, желание).

Аджна

Аджна‑чакру называют парама‑кула и мукта‑тривени, так как из нее расходятся три нади: ида, пингала и сушумна. Она представляет собой лотос с двумя лепестками, находящийся между бровей. У этой чакры нет никакой материальной таттвы, но есть тонкая таттва – ум. Здесь находится хакарар‑ддха – половина буквы ла.  На лепестках лотоса изображены красные варны хам  и кшам.

Два лепестка и сердцевина содержат в себе три гуны: саттву, раджас и тамас. В центре спрятана биджа Ом,  там же находится треугольная мандала, а в ней – сияющий (теджомайя) линга в виде пранавы (пранавакрити), который называют Итара. Здесь же пребывает Парашива в форме хамсы (хам‑сарупа) и его Шакти Сиддха‑Кали. В вершинах треугольника обитают Брахма, Вишну и Махе‑швара.

В этой чакре живет белая Хакини Шакти. У нее шесть голов и четыре руки, одна из которых сложена в джняна‑мудру [Указательный палец поднят, а остальные соединены вместе], а другие держат череп, барабан (дамару) и четки.

Сахасрара

Над аджна‑чакрой есть еще одна секретная чакра, которая называется манас‑чакра. Это шестилепестковый лотос, на лепестках которого находятся шабда‑джняна, спарша‑джняна, рупа‑джняна, агхра‑нопалабдхи, расопабхога и свапна, или способности слышать, осязать, видеть, обонять, чувствовать вкус и спать (то есть отключать все эти способности).

Еще выше находится другая тайная чакра – Сома‑чакра. Это лотос с шестнадцатью лепестками, которые называют шестнадцатью кала [Кала – часть, а также лунная цифра]. Сюда входят крипа (милосердие), мридута (кротость), дхайрья (терпение, самообладание), вайрагья (бесстрастие), дхрити (упорство, твердость), сампат (процветание) [Имеется в виду духовное благополучие], хасья (радость), романча (восторг, трепет), виная (смирение), дхьяна (медитация), сустхирата (покой), гамбхирья (серьезность), удьяма (усердие), акшобха (контроль над эмоциями), ауда‑рья (великодушие, щедрость) и экаграта (сосредоточенность).

Над этой последней чакрой находится «дом без опоры» (нираламба‑пури), где йоги видят сияющего Ишвару. Еще выше пылает как пламя пранава, над ним – белый полумесяц нады, а над надой – точка бинду. Дальше идет белый двенадцатилепестковый лотос, обращенный вверх, а над лотосом – океан нектара (шуддха‑сагара), остров драгоценностей (мани‑двипа), алтарь из драгоценностей (мани‑питха), разветвленные и подобные молниям линии а, ка, тха,  нада и бинду. Нада и бинду служат алтарем для Парамахамсы, а он в свою очередь – алтарем для стоп Гуру, Здесь следует созерцать всеобщего Гуру. Тело Хамсы, на которое опираются ноги Гуру, – это джняна‑майя, крылья – агама и нигама, ноги – Шива и Шакти, клюв – пранава, глаза и горло – кама‑кала.

Рядом с тысячелепестковым лотосом находится шестнадцатый лунный знак ама‑кала чистого красного цвета, сверкающий, словно молния. Тонкий, как волокно лотоса, он свисает вниз и хранит в себе лунный нектар. Внутри находится полумесяц нирвана‑калы, сияющий как солнце, который в тысячу раз тоньше волоса. Это всеобщий Ишта‑дэвата. Рядом с нирвана‑калой находится парама‑нирвана‑шакти, неизмеримо тонкая, сияющая как солнце, создательница таттва‑джняны. Над ней бинду и висарга‑шакти – источник и вместилище абсолютного блаженства.

Сахасрара‑падма, или тысячелепестковый лотос, окрашенный во все цвета, свисает вниз из брахмарандхры над всеми остальными чакрами. Здесь находится первопричина (брахмалока), порождающая шесть последующих причин. Это – великое Солнце как в космическом, так и в индивидуальном смысле, в его блеске живут Парамашива и Адьяшакти. Энергия – это вачака‑шакти, или сагуна‑брахман, в котором потенциально существуют гуны, энергии и миры.

Парамашива существует в виде великого эфира (парамакаша‑рупи), Высшего Духа (Параматмы), Солнца, сияющего во тьме невежества. На каждом из лепестков лотоса написаны все буквы алфавита. Здесь в непроявленном виде (авьякта‑бхава) существует все, что есть в других чакрах и во всей Вселенной.

Шиваиты называют это место шива‑стхана, вишнуиты – пара‑мапуруша, шактисты – дэви‑стхана, сторонники санкхьи – пракрити‑пуруша‑стхана. У него есть и другие названия, такие как хари‑хара‑стхана, шакти‑стхана, парамабрахма, парамахамса, парама‑джйоти, куластхана и парамашива‑акула. Но независимо от названия, все описывают это место одинаково.


ДАЛЕЕ: 13. Три темперамента