Единое Высшее неделимо, не имеет ни формы, ни звука, ни определения, но в то же самое время имеет форму, проявление в звуке и может иметь различные имена и определения. Высшая Реальность одновременно лишена всяких качеств (ниргуна) и обладает качествами (сагуна), лишена каких-либо форм (ниракара) и обладает формами (сакара).

Высшее безгранично и аспекты Его безграничны.

Оно разнообразно прославляется в Писаниях. В Мундака-Упанишаде говорится: “Ом не постигаем мыслью и не видим, вне рода и цвета. У Него нет ни рук, ни ног. Он – бессмертный, вездесущий, безграничный как в великом, так и в малом. Он – Тот Вечный, Которого прозревают мудрые как Источник всех существ”.
(1,1.6-7)
“Он – невидим, неохватен, вечен, бескачествен; Он – неиссякаемый источник всего”.
(1,1.6-7)
Так и в Кена-Упанишаде утверждается: “Туда не проникнуть глазом, словами или умом. Мы не знаем, мы не можем постичь, как Он может быть описан: Он – выше постижимого и непостижимого. Так мы слышали от древних мудрецов (риши), разъяснивших нам эту истину”.

В различных Писаниях содержится много подобных слов, прославляющих Единого, Вечного, лишенного какой-либо двойственности (экамэвадвитиям) или ниргуна Брахмана (бескачественного Абсолюта), самосущего, не имеющего ни формы, ни качеств, Наивысшего.

В Куларнава-Тантре содержатся следующие шлоки: “Существует Высший Абсолют – неделимый, благой (Шива), всеведующий, Творец всей вселенной, Владыка всего мира, чистейший, лишенный двойственности (адвайта), сияющий Своим собственным светом (свапракашах), не имеющий ни конца, ни начала, неизменный, запредельный, свободный от качеств (ниргуна), полный вечности – знания – блаженства, частицами Которого являются все живые существа”. (1 Улласа. 7-9)

В Маханирвана-Тантре есть такие шлоки о Всевышнем:

“Неизменный, не имеющий основания, лишенный внутренних различий, не обеспокоенный, пребывающий вне гун , Всевидящий, Душа всего, Наблюдатель всего, Господь. Тайно сокрытый во всех существах, Всепроникающий, Вечный освещающий все гуны и объекты чувств, пребывающий за пределами всех органов чувств. Тот, Который находится за пределами вселенной. Который является изначальной причиной вселенной. Который не постижим умом и не выразим словами. Он знает все, но Его не знает никто”. (II Улласа, 35 – 37)

Хотя Брахман и “не может быть видим глазами”. Он абсолютно неограниченный – пребывает во всем и является всем. Сарвам кхалвидам брахма – все сущее в действительности есть Брахман.

В Чхандогья-Упанишаде говорится:

“В действительности, вся эта вселенная – Брахман. Он – начало конец и жизнь всего”. (3,14)

А также:

“Следует считать, что во внутреннем мире Брахман – сознание; и следует считать, что во внешнем мире Брахман – пространство. Эти два – объект созерцания”. (3,18,1)

Также и в Шактисангама-Тантре утверждается: “Все в этом мире – что движется и неподвижно – есть Брахман”.

Абсолют может быть постигнут только в Единстве. Когда отрицается или Абсолют, проявляющий Себя в форме, или же, наоборот, когда отрицается Абсолют вне качеств и форм – постижение Высшего Единства невозможно.

Когда мы говорим о каком-нибудь фрукте, например, об апельсине, мы имеем в виду весь этот плод, т.е. не просто кожуру, мякоть или зернышко в отдельности, но все вместе, как одно целое. Так же, когда мы говорим о Боге, мы имеем в виду не только ниргуну (т. е. бескачественный аспект), или не только сагуну (аспект обладающий качествами), не только муртам (аспект, обладающий формой) или амуртам (аспект вне формы) , но Единое, вбирающее в себя все эти аспекты.

Такое постижение Единого в Его разнообразных аспектах было прекрасно разъяснено Шри Рамакришной в живых притчах и диалогах. Он говорил: “Как один и тот же материал, например воду, разные называют по-разному – один называет ее “water”, другой “вари”, третий “акуа”, а иной – “пани”, – так существует Одно саччитананда, вечное – бытие – блаженство, призываемое некоторыми как Бог, некоторыми как Аллах, некоторыми как Хари, а другими как Брахман”.

“…Сат-чит-ананда имеет различные формы. Преданный, который почитает Бога только в одном аспекте, знает Его только в этом аспекте. Но тот, кто почитает Его в Его различных аспектах, только он может сказать: “Все это формы одного Бога, ибо Бог так многообразен”.

Он имеет формы и не имеет форм, и существует много таких Его форм, которых не знает никто.

“Бог имеет форму и не имеет формы, и Он – То, что превосходит как форму, так и бесформенность. И лишь только Он один может сказать – каковым еще Он является”.

В Писаниях есть молитва:

“О Господь, Ты личен и имеешь форму. Ты также безличен и не имеешь формы. Ты проявлял Себя в человеческой форме и жил среди нас, но Веды говорят, что Ты выше слов и выше ума – невыразимый, неощутимый и немыслимый…”.

Знаменитый религиозный поэт Бенгалии Кабир (1488-1512) говорит в своих стихах:

“Бог, имеющий форму, – моя Мать; Бог, не имеющий формы, – мой Отец. Кого я буду унижать, кого я буду возвышать? Между Ними – полное Равновесие. Бог личен, но в то же время не имеет формы. Кто может сказать, сколько Он имеет аспектов?!”


 ДАЛЕЕ: Шакти и её манифестации.